Число жалоб заемщиков на банки в первом полугодии выросло втрое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщил Роспотребнадзор. В связи с этим ведомство увеличило число проверок банков — с 252 до 460. Участники рынка никакого всплеска жалоб не отмечают, зато напоминают, что вопрос о слишком частых проверках банков уже вышел на уровень Генпрокуратуры.

При этом участившиеся проверки со стороны Роспотребнадзора уже стали проблемой для банкиров. Так, в июле Ассоциация российских банков направила запрос в Генпрокуратуру о целесообразности столь частых проверок банков Роспотребнадзором. Генпрокуратура подготовила ответ, в котором подтвердила существование такой проблемы, а также инициировала обращение в Минэкономразвития с тем, чтобы откорректировать закон 294-ФЗ ("О защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении госконтроля и муниципального контроля"). Действующая редакция этого закона позволяет Роспотребнадзору проводить за три года проверки каждого филиала банка в различные даты вне зависимости от дат проведения проверки головного подразделения. В результате один и тот же банк (головной офис и филиалы) за три года фактически проверяется несколько раз. В Генпрокуратуре сообщили, что будут учитывать эту проблему толкования существующей нормы.

Геннадий Онищенко заявил, что у Роспотребнадзора "вызывает непонимание позиция банков, в том числе ведущих национальных банков, которые вместо того, чтобы искать решения по повышению финансовой грамотности населения, по созданию позитивной кредитной истории на рынке потребительского кредитования, добиваются, в том числе и от Генпрокуратуры, поддержки в резком ограничении возможностей использования закона о защите прав потребителей".