Правительство может изменить условия льготного автокредитования

Минпромторг предложил субсидировать по льготным автокредитам не 2/3 от ставки рефинансирования, а 6% годовых. Идею пролоббировал Сбербанк, выдавший половину таких кредитов.

Госпрограмма льготного автокредитования запущена в апреле 2009 г. Она предполагает, что государство компенсирует банку, выдавшему автокредит, 2/3 ставки рефинансирования. С апреля 2009 г. ЦБ понижал эту ставку уже 14 раз — с 13 до 7,75%, и если полтора года назад скидка составляла 8,66%, то сейчас уже 5,16%.

Размер предлагаемого Минпромторгом дисконта — 6% — соответствует среднему значению скидки, которая действовала с начала запуска программы, говорится в пояснении к проекту постановления. «Скидка не будет уменьшаться при дальнейшем возможном снижении размера ставки рефинансирования ЦБ, что, в свою очередь, позволит увеличить текущие объемы выдачи кредитов и увеличит объемы реализации транспортных средств», — пишут чиновники. Предполагается, что постановление вступит в силу с 1 сентября.

Предложение установить усредненное значение субсидий в фиксированном размере 6% в Минпромторг направил Сбербанк, говорит директор управления розничного кредитования «Сбера» Наталья Карасева. «Поэтапное снижение ставки рефинансирования приводит к росту расходов заемщика по процентным платежам, — поясняет она. — Мы подготовили предложение, чтобы сохранить привлекательность программы для конечного потребителя».

В 2009 г. по программе льготного автокредитования было выдано 71 486 кредитов (подано 123 874 заявки), по данным на 6 августа 2010 г. — 89 900 автокредитов (заявок — более 197 000). Основные объемы приходятся на госбанки: «ВТБ 24» предоставил свыше 21 000 таких кредитов — более четверти (26%) всех выданных автокредитов. У Сбербанка эта доля еще выше: в общем объеме выдачи в январе — июне 2010 г. она составила 38,4%, отмечает Карасева. Всего на конец первого полугодия 2010 г. «Сбер» выдал по программе более 80 000 автокредитов более чем на 20 млрд руб.

«Эта программа — один из самых эффективных способов стимулирования спроса на продукцию автопрома, — признает член правления “ВТБ 24” Георгий Горшков. — Поэтому чем больший размер ставки бюджет будет дотировать, тем доступнее будут эти кредиты». Это правильное решение — за последний год ставка рефинансирования снижалась быстрее, чем ставки по розничным кредитам, и для новых заемщиков льготные автокредиты стали дороже, чем для тех, кто брал их в 2009 г., говорит гендиректор «Интерфакс-ЦЭА» Михаил Матовников.