Государство в период кризиса старалось выполнять социальные обязательства и даже, как в случае с пенсиями, идти на их увеличение. Однако на уровне и качестве жизни в России, а их и раньше сложно было назвать благополучными, кризис неминуемо сказывается. Уже в следующем году финансовые ресурсы государства будут сильно ограничены.

Массовые выступления в Калининграде, протесты в Междуреченске - локальные выражения кризиса доверия к системе власти. Но предпосылок к социальному недовольству становится все больше, а возможностей "заливать" проблемы деньгами, не решая их, - все меньше.

Какова вероятность обострения социальной ситуации в стране и что может послужить детонатором? Может ли социальный кризис перейти в политический?

Участники конференции, организованной Finam.ru, отмечают, что рост социального недовольства в стране связан не только с негативным влиянием кризиса, но и со стремлением государства переложить нагрузку по реформированию экономики на население.

Мировой экономический кризис, который существенно затронул и Россию, обнажил множество проблем российской экономики - высокую зависимость от цен на углеводородное сырье и растущий дефицит бюджета. "Дефицитными являются бюджеты 70 субъектов РФ. Системные меры решения проблем не принимаются. "Пожары" гасятся "ведрами" в ручном режиме", - констатирует руководитель центра уровня и качества жизни Академии труда и социальных отношений Сергей Уланов. Под пожарами эксперт подразумевает митинги и шествия, количество которых в условиях кризиса имеет тенденцию к росту.

Граждане все чаще проявляют недовольство открытым способом, отмечают участники конференции. "Забастовки и митинги - законные формы выражения протеста, - говорит заместитель директора Института Управления Социальными Процессами ГУ-ВШЭ Ирина Козина. - Чем больше их будет, тем реальней достучаться до власти. Другое дело, когда протест принимает характер стихийного выступления со всеми негативными последствиями". По мнению г-жи Козиной, на сегодня организация законных выступлений ограничена большим количеством формальностей, и государству необходимо дать населению возможность свободно выражать свои интересы.

Независимый политик, публицист, участник "Общественной антикризисной инициативы" Владимир Рыжков видит ряд ключевых факторов, способствующих росту социальной напряженности в обществе: "1. Высокая и застойная безработица. 2. Всюду стоят пустые офисы и пустые непроданные новые квартиры. 3. Резко сократилось и не растет число малых и средних фирм. 4. Промышленного роста нет. 5. Экспорт газа резко сократился. 6. Сокращается кредитование предприятий банками. 7. Растет внешний и внутренний корпоративный долг страны (на сегодня - 840 млрд. долларов). 8. Бюджетный дефицит, сокращение Резервного фонда. 9. Отказ от повышения зарплаты бюджетникам в этом году". При этом дальнейшие перспективы восстановления экономики г-н Рыжков оценивает довольно пессимистично: "Триллионы долларов, которые уже влили правительства в антикризисные меры, пока не привели к устойчивому росту. Более того, усилилась угроза второй волны мирового кризиса - на этот раз по причине резкого роста долгов самих государств.<…> Лично я считаю, что нас ждет вторая волна кризиса, и восстановление мировой экономики будет долгим и мучительным".

Причины роста недовольства населения глубже, чем объективная оценка уровня жизни, уверен г-н Уланов. Он отмечает, что обновление советского наследия и реформирование экономики власть стремится переложить на россиян, т.к. бизнес стремится вложить деньги в зарубежные активы, в странах с более предсказуемой социальной и экономической политикой: "Власть, которую сложно отделить от бизнеса, перекладывает латание разрастающихся прорех на население. Сегодня повысят тарифы на электроэнергию, завтра сделают платной операцию острого аппендицита. Осадок от этих действий накапливается по мере опустения кошелька. Приходит от власти новый "подарок", а терпения от беспредела уже нет".