Несмотря на высокий уровень мошенничества в компаниях, российские предприниматели не сильно озабочены данной проблемой. Такая позиция топ-менеджеров при управлении бизнесом объясняется низкой посткризисной ценой на активы и отсутствием четких законодательных инструментов для предотвращения махинаций. Эксперты считают, что корпоративные стандарты в России находятся только в зачаточном состоянии.

По данным Ernst & Young, 10% опрошенных первых лиц компаний сообщили, что они сталкивались со значительными случаями мошенничества за последние два года. Примечательно, что 16% затруднились ответить на вопрос о нарушений при управлении компаниями. Партнер Ernst & Young Иван Рютов считает, что это правдоподобная цифра. «Уровень мошенничества в российских компаниях сопоставим с мировой практикой», — отмечает он.

Совсем не заботятся российские бизнесмены и об оценке рисков как при покупке активов, так и в дальнейшем при управлении ими. Для этого у предпринимателей нет ни инструментов, ни желания. «Такая практика еще не прижилась, что является большой проблемой при ведении бизнеса. Покупая активы без должной их оценки, зачастую бизнесмены приобретают и большие риски», — заключает г-н Рютов.

Также в России практически отсутствует практика обращения к внешним консультантам для выявления рисков мошенничества. Удивляет и отсутствие обеспокоенности высшего руководства компаний за свою деятельность. Это можно объяснить отсутствием необходимых законодательных оснований для привлечения их к ответственности.

«В действующем законодательстве нет необходимых практических средств, позволяющих привлечь членов совета директоров к ответственности. Любой менеджер может всегда сослаться на отсутствие у него злого умысла при совершении сделок, сказав, что он совершил ошибку либо принял на себя дополнительный предпринимательский риск», — резюмирует г-н Рютов.