Чиновники зарабатывают на продаже потерянного электричества, выяснил Национальный антикоррупционный комитет — и предложил президенту контролировать образование тарифов ЖКХ.

Национальный антикоррупционный комитет выявил типовые схемы необоснованного повышения тарифов ЖКХ и описал их в докладе, который был представлен Совету при президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Авторы аналитических материалов предлагают президенту сократить количество компаний-посредников в сфере электроэнергетики, которые создают условия для хищения средств, и ввести государственный и общественный контроль образования тарифов ЖКХ.

В НАК отказались обсуждать содержание материалов, сославшись на то, что ждут решения правительства, которое сейчас рассматривает предложения комитета. Представитель НАК пояснил, что соответствующее поручение дал президент. «Ожидания самые позитивные, потому что президент дал очень жесткие указания по проверке информации», — сказали в комитете.

В аналитических материалах, с которыми удалось ознакомиться корреспонденту Infox.ru, говорится, что на основе данных о состоянии ЖКХ, полученных из различных регионов, НАК выявил признаки «участия в получении незаконной прибыли должностных лиц различного уровня управления».

В одной из схем необоснованного повышения тарифов, приведенных в материалах НАК, мошенники используют разницу между тарифами на реальное потребление электричества и на потери, которая достигает 200−300%. При расчете за общий объем полученной электроэнергии компания «В» заявляет потери в объеме, который фактически не соответствует действительности. Оплачивает их, а потом продает объем, заявленный как потери, по низшей ставке тарифов, говорится в докладе. Прибыль от такой схемы может достигать нескольких миллионов рублей в месяц. По данным НАК, незаконная прибыль чиновников в среднем районном центре может составлять 60 млн рублей в год.

Другая схема, о которой говорится в материалах комитета, построена на разнице тарифов на электричество с разным напряжением. Она составляет 15−20%, отмечают в НАК. Юридические лица при содействии чиновников покупают трансформаторную станцию, которую используют для изменения напряжения электричества, купленного по ставкам «для высокого напряжения». Потом перепродают энергию по тарифам низкого напряжения, которое дороже.

Отраслевые эксперты убеждены в необходимости усиления контроля на рынке электроэнергетики. «Рынок находится в таком состоянии, что его участники становятся монополистами в своем секторе и могут диктовать цены и менять тарифы. Система настроена таким образом, что стимулов снижать издержки нет», — констатирует эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства Николай Смирнов.

Частота проверок не решит проблему — увеличение их количества усилит коррупцию, считает он.

Вице-премьер Дмитрий Козак заявлял, что с начала года рост тарифов ЖКХ составил в среднем 15%, варьируясь в разных регионах от десяти до 18%. Ряд муниципалитетов превысил предельные ставки региональных тарифов, и рост оплаты услуг ЖКХ в них составил 25%.

Президент Ассоциации работников ЖКХ Калиниградской области, член экспертного совета комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Леонид Примак убежден, что начинать надо с повышения энергоэффективности. Оно предполагает проведение ряда мероприятий, без которых невозможно добиться прозрачности рынка. «Пока не будет инвентаризации, паспортизации зданий, сооружений, коммунальных инфраструктур — не будет прозрачности», – говорит эксперт.

В повышении прозрачности ценообразования должны участвовать банки. Их задача — финансирование проектов частно-государственного партнерства в области развития коммунальной инфраструктуры. «Это требует бизнес-планирования, аудита, проведения инвентаризации основных фондов», – продолжает Леонид Примак.

«Когда закончится паспортизация, а комплекс мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности в рамках инвестиционных и производственных программ будет расписан по годам, можно будет повышать прозрачность ценообразования», – заключает эксперт.