Правительство внесло в Государственную Думу два законопроекта, цель которых - регулирование деятельности микрофинансовых организаций. Законопроекты будут рассмотрены в течение весенней сессии. Сегодня в России уже сложился рынок услуг по микрофинансированию, этим занимаются государственные, муниципальные и частные фонды поддержки малого предпринимательства. А что же нового принесут эти законы для предпринимателей?

Этот вопрос "Российская газета" задала заместителю председателя Комитета ГД по финансовому рынку Лиане Пепеляевой.

- Лиана Витальевна, чем обусловлена необходимость регулировать микрофинансирование?

- В первую очередь теми объемами, которые эта деятельность приобрела сегодня в масштабах финансового рынка. По оценке Российского микрофинансового центра, в течение последних 6 лет количество потребителей микрофинансовых услуг увеличилось более чем в 5 раз, число заемщиков в секторе микрофинансирования составляет более 100 миллионов человек. Количество обслуживаемых субъектов малого предпринимательства составляет 400 тысяч.

Эти цифры показывают, что микрофинансовые услуги пользуются высоким спросом. При этом особо востребованы данные услуги среди населения и субъектов малого предпринимательства.

Микрофинансирование осуществляется организациями различной организационно-правовой формы. Это, например, кредитные кооперативы, фонды поддержки малого предпринимательства. Очевидно, что деятельность данных организаций существенно разнится ввиду особенностей правового статуса. Общие же начала закладываются Гражданским кодексом РФ, однако этого не всегда бывает достаточно. Создание единых стандартов микрофинансирования, построение системы государственного контроля и надзора за деятельностью микрофинансовых организаций будет способствовать не только развитию рынка, но и позволит обеспечить эффективную защиту законных прав и интересов потребителей.

- На какие организации направлены меры регулирования?

- В соответствии с внесенным правительством РФ законопроектом микрофинансовыми организациями смогут стать фонды, автономные некоммерческие организации, учреждения (за исключением бюджетных учреждений), некоммерческие партнерства, хозяйственные общества или товарищества, осуществляющие микрофинансовую деятельность. Для этого они должны будут пройти процедуру регистрации, то есть сведения о них должны быть внесены в специальный государственный реестр микрофинансовых организаций. Такой реестр будет вести федеральный орган исполнительной власти, определенный правительством РФ.

Важно также подчеркнуть, что если на статус микрофинансовой организации будет претендовать некоммерческая организация, то в ее учредительных документах должно быть отражено, что микрофинансовая деятельность является одним из видов деятельности, которую она вправе осуществлять. Доходы, полученные от такой деятельности, могут быть направлены только на осуществление микрофинансовой деятельности либо на иные социальные, благотворительные, культурные, образовательные или научные цели.

Потенциально под действие законопроекта может попасть довольно большое количество субъектов. Ведь это могут быть не только некоммерческие организации, но и хозяйственные общества и товарищества. Опять же, по оценкам Российского микрофинансового центра, на начало 2008 года в России действовало около 2000 микрофинансовых организаций, распоряжающихся портфелем займов в сумме около 625 млн долларов, которые обслуживали около 700 000 клиентов. Полагаю, что за два года эти цифры существенно возросли.

- Какова цель законопроектов?

- Один из законопроектов направлен на создание правовых основ деятельности микрофинансовых организаций. Он определяет все основные понятия (микрофинансовая деятельность, микрофинансовая организация, договор микрозайма и т.д.), устанавливает порядок создания и деятельности микрофинансовых организаций, условия предоставления микрозаймов, права самих микрофинансовых организаций и заемщиков. Также установлены ограничения данной деятельности. Например, предусматривается, что микрофинансовая организация будет не вправе выступать поручителем по обязательствам своих учредителей, выдавать займы в иностранной валюте, осуществлять любые виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Определен порядок регулирования и контроля деятельности микрофинансовых организаций, а также особенности отчетности.

Второй законопроект связан с принятием первого и вносит изменения в ряд законодательных актов.

- Какой размер микрозайма предусмотрен, под какие проценты?

- Микрозаем - это заем в сумме, не превышающей один миллион рублей. Правда, эта предельная цифра будет индексироваться с учетом коэффициента-дефлятора, который устанавливается в связи с изменением потребительских цен.

Все права и обязанности сторон, а также условия займа будут определяться договором между заемщиком и микрофинансовой организацией. Предложенная редакция законопроекта не предусматривает каких-либо ограничений, связанных с процентами. Однако предусмотрена такая важная гарантия, что заемщик - физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, вправе досрочно полностью или частично возвратить сумму микрозайма без применения штрафных санкций. Для этого он должен будет предварительно письменно уведомить микрофинансовую организацию не менее чем за десять календарных дней.