Информационная группа Finam провела конференцию "Пластиковые карты в России: норма жизни или все еще экзотика?" Ее участники уверены, что, несмотря на высокую ежегодную динамику прироста, российский рынок пластиковых карт пока развит слабо. Увеличению объемов использования "пластика" будут способствовать развитие зарплатных проектов, кобрендинговых программ и бесконтактных микроплатежей.

Доля платежей с использованием пластиковых карт в последние годы стремительно росла. По мнению начальника аналитического управления "БКФ-Банка" Максима Осадчего, кризис существенно замедлил стремительный рост этого сегмента рынка, но не остановил его: "Оплата товаров и услуг пластиковыми картами в 2009 году выросла на 9,4% по сравнению с 2008 годом, за 2008 год - на 73,1% по сравнению с 2007 годом".

Несмотря на высокие темпы развития рынка пластиковых карт, объемы платежей с их использованием пока нельзя назвать значительными. Доля пластиковых карт в общем объеме оплаченных населением товаров и услуг составляет около 3,3%, считает г-н Осадчий. По мнению председателя правления Русского Международного Банка Романа Воробьева, слабое проникновение безналичных платежей с использованием пластиковых карт обусловлено низкими доходами населения: "Нет смысла, на мой взгляд, при зарплате в 30 тысяч рублей иметь карту. Зачем? Ведь такой человек покупает вещи и продукты на рынках. Карта для такой аудитории не нужна. У него просто другие потребности".

"Глядя на тот скачок, который сделал рынок пластиковых карт за последние 5-10 лет, можно не сомневаться, что через аналогичный промежуток времени мы приблизимся к западным странам, начавшим развивать этот рынок гораздо раньше", - считает руководитель отдела некредитных продуктов BSGV Александра Ерошичева. Она прогнозирует, что с учетом количества работающего населения основной канал развития дебетового пластика на сегодняшний день - это зарплатные проекты. "Тем более, что информационные технологии в виде интернет-банкинга и прочих услуг внедряются семимильными шагами, количество мотивационных кобрендовых программ исчисляется десятками", - добавляет она.