Россия в этом году потратит на пенсионеров рекордные деньги — около 10% ВВП, а в следующем войдет в число стран с самыми высокими обязательными пенсионными взносами. После запланированного на 2011 г. повышения пенсионных отчислений (с 20% до 26% от фонда оплаты труда) по уровню «пенсионного бремени» на бизнес мы обгоним почти все страны ОЭСР, включая США, Германию, Францию, Швейцарию, Швецию, Японию, Канаду.

Всем кроме правительства очевидно, что это плохо. Из-за резкого роста нагрузки на бизнес повышается риск нелегальных трудовых отношений. От этого пострадают не только пенсионные сборы, но и один из самых доходных для бюджета налогов — на доходы физлиц. Государство в конечном итоге выиграет немного: треть трудоспособного населения России работает в госсекторе, и повышение пенсионных отчислений потребует от государства как от самого крупного работодателя страны увеличения ассигнований. При этом пенсионная реформа будет еще долгие годы тормозить модернизацию российской экономики: в сырьевых отраслях доля расходов на зарплаты не превышает 10% — они повышения и не заметят, тогда как в трудоемкой сфере отраслей «новой экономики» нагрузка вырастет в 2,5 раза.

Не слишком ли высокую цену общество заплатит за следование социалистическим принципам в постиндустриальную эпоху?

Нынешние стандарты пенсионного обеспечения человечество выработало в 50-е гг. прошлого века, когда социалистические идеи набирали популярность во всем мире, а демографическая ситуация была совсем иной. В те годы во многих странах мира был снижен пенсионный возраст, а выплаты (по отношению к зарплате) выросли. Но за последние 60 лет в мире многое изменилось. Про соотношение работающих и пенсионеров, которое постоянно растет не в пользу работающих, всем хорошо известно: например, в России в 1990 г. каждая 1000 работающих кормила 270 пенсионеров, а в прошлом году им пришлось обеспечивать уже 330 стариков. Но есть и другие нюансы. Например, во второй половине ХХ в. женщины в массовом порядке вышли на работу. Из-за чего государства теперь платят пенсии не только мужчинам, но и женщинам, при том что стандарты пенсионных выплат формировались в те времена, когда на пенсию мужчины предполагалось кормить и неработающую женщину.

Пенсионные системы большинства развитых стран переживают сейчас тяжелые времена: их дефицит, по данным Всемирного банка, достигнет в этом году 6-10% ВВП. В странах с переходной экономикой дела не лучше: в России в этом году дефицит пенсионной системы вырастет до 5,2% ВВП. По оценке Института экономики переходного периода, если ничего не менять, то к 2020 г. дефицит вырастет до 7% ВВП. Если покрывать его только за счет страховых взносов, тариф на пенсионное страхование придется увеличить до 54%.

Проблем добавил кризис. Несмотря на многообразие пенсионных систем, ни одна из них не продемонстрировала полную неуязвимость в условиях мирового кризиса, констатирует Всемирный банк в докладе Pensions in Crisis. Что заставило задуматься о реформе пенсионных систем даже те страны, которые провели радикальные преобразования в начале 2000-х гг.

Что делают соседи по бывшему соцлагерю, как и Россия, унаследовавшие повышенные соцобязательства? Повышают пенсионный возраст. Ведь в большинстве стран ОЭСР средний пенсионный возраст выше, чем в бывших социалистических, и одинаков для мужчин и женщин (65 лет). Венгрия и Румыния собираются поднять пенсионный возраст с 62 до 65 лет к 2012 г., уравняв мужчин и женщин, Польша — до 67 лет к 2030 г., Хорватия — повысить пенсионный возраст для женщин до 67 лет, Украина — до 62 лет. Во-вторых, страны отказываются от многочисленных льгот по раннему выходу на пенсию и замораживают индексацию выплат, в то время как Россия в этом году повышает пенсии сразу на 46%.