
Вместо национальной системы платежных карт государство получит неравноценный заменитель – проект Сбербанка по внедрению социального «пластика».
В «День дурака» законопроект о Национальной платежной системе (НПС) так и не добрался до Госдумы – одним из камней преткновения стал вопрос о форме оператора национальной системы платежных карт (НСПК). Скандальную главу то включали в текст законопроекта, то убирали. Ожесточенность споров вполне понятна – речь идет о 120 млрд рублей комиссионного дохода будущего оператора НСПК. «Продавить образование оператора национальной системы платежных карт в форме открытого акционерного общества у Сбербанка не получилось, а как только речь зашла о форме некоммерческого партнерства, ему сразу стало неинтересно», - говорит собеседник «Ф.» в рабочей группе по подготовке законопроекта. В результате, глава под давлением «зеленого гиганта» полностью исчезла из документа. Теперь «Сбер» пойдет другим путем – через закон о закон о государственных и муниципальных услугах. Эмиссия социальных карт – приоритет госбанка.
Когда старший вице-президент Сбербанка Виктор Орловский, начиная выступление на парламентских слушаниях в Совете Федерации, заметил, что «Сбер» не обладает правом законодательной инициативы, сразу несколько человек в зале громко выдохнули: «И слава Богу!». Отношения между представителями крупнейшей кредитной организации страны и банковским сообществом из-за НСПК накалились до предела. Исчезновение из законопроекта главы об этой системе на рынке расценивают как аппаратную победу «Сбера» - переход дискуссии на уровень закона о госуслугах автоматически отсекает от нее почти все банковское сообщество, и противостоять инициативам госбанка так, как это было сейчас, уже не выйдет. Речь идет о проектах социальных карт, с помощью которых граждане могли бы оплачивать услуги и получать информацию из государственных органов. Это вотчина лишь нескольких кредитных организаций, но основной игрок здесь все равно «Сбер». «Есть много банков, которые нас поддерживают. Не хотелось бы их называть, но они есть», - нагоняет тумана Виктор Орловский.
Преимущество Сбербанка над конкурентами укрепила и своевременная презентация идеи «социальной» НСПК на совещании у президента Дмитрия Медведева. Уже готова бизнес-модель, а выход на окупаемость планируется через шесть-семь лет. «Если нам навяжут одного оператора-монстра, будет дорого, будут очереди и будет неудобно пользоваться этим инструментом», - уверен депутат Госдумы Анатолий Аксаков.
Дискуссия о создании единой национальной системы платежных карт идет уже давно. Так, зампред правления банка «Возрождение» Марк Нахманович вспоминает, как еще пять лет назад на одной из «карточных» конференций он в шутку предлагал объединиться «Золотой короне» и «Сберкарте», создав «Золотую сберкарту». Но грандиозного объединения не случилось бы в любом случае – у платежных систем были разные технологии, которые были закрытыми и не подразумевали присоединения других участников. В напоминание о проектах прошлых лет Марк Нахманович до сих хранит в кабинете «карточный» чип стоимостью $2,2 млн, созданный по технологии компании Digital. В 1996 году банк «Возрождение» чуть было не запустил эмиссию карт на его основе, но проект вовремя остановили, зато на основе точно такого же чипа стартовал пилот Сбербанка в Вологодской области, который стал прообразом «Сберкарты». «Этот проект вполне ожидаемо окончился ничем, потому что у закрытых систем нет будущего», - констатирует Марк Нахманович.