Год назад многие российские банки запустили программы реструктуризации для розничных клиентов, что позволило им снизить долговую нагрузку на своих заемщиков, а также не допустить ухудшения качества кредитных портфелей. Лучше всего это удалось универсальным частным банкам, а также ВТБ 24 — у них реструктурировано 2-5% от розничных портфелей.
Одним из первых программу реструктуризации для заемщиков, потерявших работу либо часть доходов, предложил Сбербанк — она подразумевала как конвертацию валютных кредитов в рублевые, так и рассрочку и отсрочку платежей по кредитам. Реструктурировать можно было как потребительские кредиты, так и ипотеку. Следом за Сбербанком в течение года аналогичные программы запустил еще ряд крупных розничных банков.
Однако лишь части из опрошенных "Ъ" банков удалось эффективно реализовать программы реструктуризации. Так, ВТБ 24 за полгода действия программы реструктурировал около 30 тыс. кредитов (2% от портфеля розничных кредитов), при этом большая часть — 24 тыс.— потребительские. В Промсвязьбанке реструктуризацией воспользовалось "5-6 тысяч заемщиков", это около 5% от розничного портфеля. В Банке Москвы заявили, что за год реструктурировано "несколько десятков тысяч кредитов", отказавшись назвать более точные параметры. В Альфа-банке заявили лишь ,что объем реструктурированных ссуд составил около 10% от тех, кто обратился в банк с соответствующей просьбой.
В Сбербанке, чей розничный портфель в 3,5 раза больше, чем у ВТБ 24, за год действия программы ею воспользовались всего 4,5 тыс. клиентов.
Банки, которым удалось провести массовую реструктуризацию, довольны результатами.