Путин решил взять деньги у бизнеса и отдать их пенсионерам

После предстоящего с января 2010 года значительного повышения базовой части пенсий «бедность среди пенсионеров будет полностью ликвидирована», гарантировал премьер-министр России Владимир Путин на состоявшемся вчера II Российском пенсионном форуме.

Однако из выступлений представителей ответственных за эту социально-экономическую операцию государственных структур следовало, что обещанного главой правительства могут дождаться не все: в ряде регионов, чтобы не поднимать пенсии, просто-напросто опустили прожиточный минимум.

На пенсионном форуме лиц пенсионного возраста практически не наблюдалось. Основными участниками мероприятия были представители различных государственных структур, которые должны буквально в новогоднюю ночь претворить в жизнь давно ведущиеся, по словам Владимира Путина, разговоры об улучшении материального положения пенсионеров. «Оно действительно плохое», -- признал премьер.

Глава правительства рассказал краткую, но полную драматизма историю развития предстоящей реформы. «О повышении качества жизни для нашего старшего поколения мы постоянно говорим начиная с 90-х годов», -- напомнил Владимир Путин. Было рассмотрено множество разных вариантов повышения качества жизни пенсионеров. Но, как выяснилось, какие бы способы реализации этой благородной задачи не были избраны, нужны деньги. И вот когда они у государства появились, по словам г-на Путина, «как специально разразился этот мировой финансовый кризис». «Мы попали. Можно было отложить реформу, тем более что причины были и остаются весомыми, -- рассказал премьер. -- Но мы решили исполнить обещания. Ну невозможно это постоянно откладывать».

Об основных параметрах предстоящих изменений рассказала министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова. Пенсия, приобретенная до 2002 года, увеличивается на 10% и еще на 1% за каждый год работы до 1991 года. В результате, по подсчетам Минздравсоцразвития, средняя прибавка составит 1431 руб., причем пожилые люди старше 70 лет станут в среднем получать на 1600 руб. больше. Средняя пенсия по старости составит в 2010 году 8107 руб., что равняется почти 170% от прожиточного минимума пенсионера и 39,7% от прежнего уровня его заработка.

Вводится предельный размер выплат работнику для начисления страховых взносов в 2010 году в 415 тыс. руб. годового заработка. Ежегодная индексация этого размера будет производиться в соответствии с ростом средней заработной платы. Появляется минимальный страховой взнос, уплата которого в течение 30 лет обеспечит трудовую пенсию на уровне не ниже прожиточного минимума, или 40% от утраченного в связи с выходом на пенсию заработка.

«Мы не пошли на увеличение пенсионного возраста, -- обратила внимание г-жа Голикова, -- но ввели элементы стимулирования позднего выхода на пенсию». С 2015 года устанавливается зависимость базовой составляющей трудовой пенсии по старости от продолжительности трудового стажа в момент назначения пенсии. Если человек проработал меньше чем 30 лет, базовая часть пенсии у него уменьшается на 3% за каждый недоработанный год. Если пенсионер проработал более 30 лет, базовая составляющая его пенсии увеличивается на 6% за каждый дополнительный год работы.

В результате реформы «бедность среди пенсионеров будет полностью ликвидирована», пообещал премьер-министр Путин. Для этой цели направляется беспрецедентный не только в российской, но и в мировой практике объем средств. Расходная часть Пенсионного фонда составит в 2010 году 4,3 трлн руб., что составит 10% ВВП. «Даже на оборону мы тратим всего 3%», -- для наглядности сравнил Владимир Путин.

Найти такую сумму без увеличения фискальной нагрузки не удалось. «Мы с вами, все общество, должны сделать выбор: либо бизнесу оставить деньги, либо пенсионерам», -- пояснил глава правительства проблему, которая стояла перед государством. Но тут же обратил внимание, что повышение размеров социальных платежей с нынешних 26 до 34% произойдет только в 2011 году, что даст бизнесу возможность пережить кризисное время. Для ряда хозяйствующих субъектов -- сельхозпроизводителей, инвалидов и занятых народными промыслами, а также для народов Севера и научно-внедренческих компаний и организаций, зарегистрированных в особых экономических зонах, рост налоговой нагрузки начнется только с 2015 года. Остальных премьер-министр обнадежил очередным заявлением, что правительство «не исключает поиска тех или иных форм компенсации возрастающей налоговой нагрузки».

«Мы будем тщательно смотреть за тенденциями развития экономики, и если наши возможности будут расширяться, будем принимать решения, минимизирующие потери для экономики», -- пообещал глава правительства. Позднее, отвечая на вопросы журналистов, Татьяна Голикова пояснила, что баталии вокруг компенсации бизнесу доходов, выпадающих в связи с увеличением социальных страховых платежей, могут начаться уже весной 2010 года при формировании очередного федерального бюджета. Правда, Владимир Путин, комментируя уже сейчас выступившего с соответствующими инициативами вице-президента Российского союза промышленников и предпринимателей (и по совместительству вице-президента ЛУКОЙЛа) Леонида Федуна, заметил, что «снижение налоговой нагрузки не единственный источник развития бизнеса: нужно повышать эффективность, снижать ресурсоемкость».

Г-н Путин поручил руководителям субъектов федерации и отделений Пенсионного фонда не допустить срывов с пересчетом пенсии, «взять под личный контроль вопросы справедливого и своевременного назначения социальных доплат». Он дал задание всем ответственным за валоризацию (переоценку ранее приобретенных прав) пенсии ответственно подойти к порученной работе, «не гонять пожилых людей с бумажками по инстанциям». Тем более, как признал глава правительства, «8 тыс. руб. средней пенсии по старости не ахти что на самом деле». «Но это серьезный рост по сравнению с тем, что мы имеем сейчас, -- как бы спохватился глава правительства, -- и нужно грамотно этим распорядиться».

«Эти проблемы на первый взгляд невозможно решить. Как говорят, выше головы не прыгнуть. Но великим спортсменам это удается. И мы с вами должны сделать то же самое», -- обязал присутствующих в зале Владимир Путин.

Однако выступавшие вслед за премьером так много говорили о возникающих по ходу реализации пенсионной реформы проблемах, что создавалось ощущение -- чиновники уже заранее готовят оправдание за неспособность прыгать выше головы.

Г-жа Голикова сообщила, что Марий Эл и Ставропольский край до сих пор не установили свой прожиточный минимум пенсионера, а Ингушетия и Хакасия до сих пор не определились с денежным эквивалентом натуральных социальных льгот (по транспорту, в ЖКХ и на услуги связи), без чего невозможно вычислить размеры трансфертов из федерального бюджета для этих регионов и размеры надбавок для конкретных пенсионеров. Заставить руководство местных отделений Пенсионного фонда работать федеральному начальству не удалось. Поэтому г-жа Голикова не исключила использования высшей воспитательной меры для чиновников -- радикальных кадровых решений.

Еще хуже ситуация в ряде регионов, где «величина прожиточного минимума для пенсионеров впервые в истории совпала со среднероссийским уровнем». «Это произошло потому, что ряд субъектов федерации сочли невозможным устанавливать региональные социальные доплаты за счет своего бюджета, -- пояснила хитрость местных властей Татьяна Голикова. -- Поэтому они просто занизили прожиточный минимум». Министр как-то иезуитски мягко предупредила руководство этих регионов, что они пожалеют о своем решении уже в следующем году, когда поступления из федерального бюджета будут для них снижены. Тем не менее уже очевидно, что достижение главной цели нынешней пенсионной реформы -- ни один пенсионер не должен получать пенсию ниже прожиточного минимума в своем регионе -- поставлено под угрозу.

«Современную социальную политику невозможно представить без динамичного развития негосударственных форм пенсионного обеспечения. Настало время подумать, насколько оптимально встроена в систему обязательного государственного пенсионного обеспечения накопительная компонента, -- поднял еще одну проблему Владимир Путин. -- Надо дать четкие ответы на вопросы, что препятствует эффективному инвестированию пенсионных средств и в чем причины недостаточного развития государственных пенсионных фондов (НПФ)».

Леонид Федун предложил свой способ повышения доверия к НПФ. По его мнению, проблема в том, что сохранность средств, вложенных в них, не гарантируется государством. «В результате в острую фазу кризиса в 2008 году граждане в один момент могли бы потерять в НПФ 30% своих многолетних пенсионных накоплений». По мнению г-на Федуна, для развития накопительной пенсионной системы обязательно нужна система гарантирования пенсионных денег, аналогичная той, что существует в отношении банковских вкладов. Кроме того, для повышения ответственности руководства НПФ необходимо ввести для них такой же уровень отчетности, который существует у банков перед ЦБ. В противном случае с пенсионерами могут возникнуть проблемы, аналогичные с теми, которые были с обманутыми вкладчиками. По данным г-на Федуна, уже сейчас 50 НПФ не отвечают требованию достаточности капитала, а несколько управляющих компаний обанкротилось.

Владимир Путин признал наличие проблемы. «Нужно сделать так, чтобы пенсионные накопления были защищены и выгодны для всех участников процесса». И тут же заявил, что «накопительная система не может эффективно работать при высокой инфляции». «Она заработает только при улучшении макроэкономической ситуации», -- полагает премьер.

Глава правительства обратил внимание, что требует уточнения и правовая база самого Пенсионного фонда, который сейчас имеет статус внебюджетного фонда. «Принятое в 1991 году Положение о ПФР устарело и не отвечает реалиям сегодняшнего дня», -- считает Владимир Путин. На инициативу премьера откликнулся председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев, который заявил, что в ближайшее время должен быть принят закон о статусе ПФР. В нем, в частности, необходимо четко прописать, в чьей собственности находятся средства, которыми распоряжается ПФР. Кроме того, там должен быть дан однозначный ответ на вопрос: являются ли сотрудники фонда государственными служащими или нет. «Я считаю, что они должны быть госслужащими», -- высказал свою точку зрения г-н Исаев. И эти слова были встречены едва ли не самыми бурными аплодисментами за весь форум.