Этой осенью многие банки заблокировали пластиковые карты гораздо большему числу клиентов, чем обычно. Одним из основных возмутителей спокойствия стала Испания.

Держатели карт многих банков в октябре обнаружили, что их карты заблокированы. Среди них были клиенты Райффайзенбанка, «Юникредит банка», Альфа-банка, Сбербанка, Промсвязьбанка, «Банка сосьете женераль восток» и др. В большинстве случаев операторы банков объясняли, что карты нужно перевыпустить, так как они были скомпрометированы: информация о реквизитах карты (номере карты и пин-коде) могла стать доступной третьим лицам. Некоторым клиентам представители банков даже рассказали о попытках несанкционированных операций по их картам.

Большинство владельцев заблокированных карт, опрошенных «Ведомостями», рассказали, что летом или в сентябре были в Испании, где и пользовались картами. «Юникредит банк», по словам его клиента, объяснил, что получил сообщение от платежной системы Visa о компрометации карты в одном из торговых центров Барселоны. Владельцы карт также получали уведомление о блокировке карт после поездок в Чехию, Хорватию, Австрию, Венесуэлу, Таиланд, на Украину.

«Были получены уведомления от платежных систем Visa и MasterCard о массовой компрометации пластиковых карт, использованных в Испании в январе — сентябре 2009 г.», — передал через пресс-службу начальник управления взаимодействия с платежными системами Альфа-банка Алексей Голенищев. Такое же уведомление, по его словам, было получено по Литве. «Платежные системы сообщили о компрометации большого числа карт в одной из крупнейших процессинговых компаний Испании. О причинах инцидента не сообщалось, но можно предположить, что произошел взлом серверов, где хранилась информация по картам», — подтвердил директор департамента карточного бизнеса и дистанционного обслуживания «Юникредит банка» Александр Вишняков. По его словам, число компрометированных карт (их количество он назвать отказался) было существенно выше обычного, а число случаев росло пропорционально частоте поездок клиента в Испанию. Мошеннические операции удалось предотвратить, деньги клиентов остались целы, претензий по операциям не поступало, говорят представители банков и подтверждают их клиенты. По словам менеджера одного из банков, в октябре Visa сообщила о возможной компрометации примерно 1500 карт, выпущенных этим банком, — рекордный для него показатель.

Райффайзенбанк только в первом полугодии 2009 г. компенсировал клиентам $200 млн потерь от мошеннических операций по счетам, что составило более половины всех обращений за компенсацией за этот период, рассказывал «Ведомостям» член правления банка Андрей Степаненко. Поэтому банки предпочитают подстраховаться и заблокировать карты, данные о которых могли узнать злоумышленники, еще до уведомления платежной системы, говорит Вишняков.

Предупреждений и рекомендаций по пользованию картами в Испании от платежных систем не поступало, отмечает Вишняков. Банк Испании и министерство внутренних дел Испании, а также платежные системы вчера не ответили на запросы.