Владимир Путин знает о том, что банки сделали прошлой зимой. Они заработали много денег на девальвации. Но правительство не будет накладывать на них ограничения, сохранив либеральный режим. При этом премьер назвал ставку по кредитам для компаний, которую считает приемлемой.

Премьер-министр РФ Владимир Путин знает о банках плохое. Однако несмотря на это он не будет их ни в чем ограничивать, но требует снижения ставок по кредитам.

"Мы плавно меняли курс, но для всех специалистов рынка было понятно, какой оптимальный рубеж. Крупные игроки, прежде всего иностранные, да и наши банки и другие участники рынка, конечно, этой ситуацией воспользовались, чтобы работать на нашем рынке и выводить капиталы", - сказал премьер-министр РФ Владимир Путин на международном инвестиционном форуме в Сочи.

"Хочу обратить внимание, что мы сознательно пошли на сокращение объема золотовалютных резервов (в результате не разовой, а плавной девальвации) - свыше $100 млрд. Именно для того, чтобы участники рынка поняли, что в России возврата к прежнему регулированию не будет… Все инвесторы ясно и четко должны понимать, сегодня и на будущее: мы сохраним для всех этот либеральный режим. На мой взгляд, он является одной из фундаментальных основ для инвестирования в экономику России", - заявил В.Путин.

В.Путин пояснил: в России "именно по политическим соображениям для того, чтобы дать возможность гражданам сориентироваться в происходящих процессах и принять для себя решение - в какой валюте оставить свои сбережения - плавно меняли курс национальной валюты".

Напомним, подсчетами того, сколько именно кредитные организации заработали на снижении курса рубля, занималось Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Еще весной заместитель генерального директора Андрей Мельников говорил о том, что банки с ноября 2008 года по январь текущего года за счет плавной девальвации заработали около 800-900 млрд рублей. По его мнению, именно эти деньги помогли банковской системе удержаться на плаву и отодвинул на полгода проблему масштабных неплатежей в банковской системе. Но кроме него никто не хвалил банки за такие "заработки", все чаще их критиковали. Дескать, государство дало им миллиарды, а они вместо того, чтобы направлять их в реальный сектор и кредитовать предприятия, играли против рубля, скупая иностранную валюту.

Но теперь банки получили официальную индульгенцию от главы правительства, который отпустил им спекуляционные грехи.

Однако это совсем не означает, что для них наступили счастливые времена. Премьер не оставляет надежд на то, что банки будут кредитовать реальный сектор под вменяемые проценты. Говоря о том, какие ставки он считает приемлемыми, В.Путин назвал цифру в 6%. Это и клиентам приятно и конкуренцию российских банков на мировом рынке повысит.

"Я думаю, в ближайшие годы, мне бы, во всяком случае, этого очень хотелось, и правительство ставит перед собой такую задачу, чтобы в нашей банковской системе ставка по кредитам составляла бы где-то процентов шесть", - заявил В.Путин.

Он отметил, что зачастую российские банки не выдерживают конкуренции с иностранными кредитно-финансовыми учреждениями по этому параметру.

"И Герману Оскаровичу (Грефу, главе Сбербанка), и другим руководителям наших финансовых учреждений нужно ясно понимать, что они работают в условиях глобальной конкуренции, поэтому они должны предлагать конкурентоспособный продукт по конкурентной цене", - подчеркнул В.Путин.

Он добавил, что пока этого не происходит, "клиенты (российских банков) будут как можно быстрее отдавать все, что они взяли в кредит, и уходить в другие финансовые учреждения, которые предлагают лучший продукт по более низкой ставке".

Кредит под 6% годовых - это, конечно, замечательно, да только вот вряд ли достижимо. Ведь в этом случае ставка рефинансирования, на которую в нормальных экономических условиях ориентируются банки при выдаче займов, должна быть не более 5%. Сейчас она составляет 10,5%. То есть ставка должна упасть вдвое. Учитывая, что ЦБ при снижении ставки ориентируется на инфляцию (ведь это удешевление денег), темпы роста цен тоже должны сократиться по крайней мере вдвое. А это в нынешней экономической ситуации скорее из области фантастики.