Закон о торговле, разработка которого "буксовала" несколько лет из-за разногласий, наконец дошел до Госдумы. Сегодня депутаты одобрили правительственный вариант законопроекта в первом чтении. Согласно документу, государство не будет регулировать установление торговых наценок предприятиями, кроме того, не установлен порог доминирования розничных сетей, который ранее ФАС предлагала установить на уровне 10-15%. Теперь планируется создать целую рабочую группу по доработке нашумевшего законопроекта.

Сегодня Госдума рассматривала законопроект, регламентирующий правила торговли. Изначально планировалось рассмотреть два варианта документа - правительственный и депутатский. Однако задача думцев упростилась тем, что проект, внесенный в Думу единороссами, был снят с рассмотрения самими разработчиками, правда, с тем условием, что часть его положений все же войдет в правительственный документ во втором чтении.

Правительственная версия законопроекта писалась примерно пять лет. Ее последним разработчиком стал Минпромторг. Однако и вариант, предложенный министерством, в итоге пришлось переписывать. Итоговый этап работы над законопроектом начался после того, как Путин посетил столичный магазин "Перекресток". Тогда, удивившись величине некоторых торговых наценок, глава правительства призвал министров, производителей и ритейлеров выработать "не мертворожденное дитя, а реальный регулятор в сфере розничной торговли и взаимоотношений в цепочке производитель - переработчик и продавец".

В последнее время в адрес ритейлеров направлялось немало упреков за то, что они взимают различные дополнительные платы с поставщиков товаров, например, за место на полке, а также за чрезмерное накручивание цен, поэтому антимонопольному контролю за деятельностью торговых организаций в проекте закона отведено три статьи.

Государство отказалось регулировать наценки

Торговым сетям и поставщикам продовольствия запрещается создавать дискриминационные условия, нарушать порядок ценообразования, а также навязывать контрагенту ряд условий. Так, в одобренном Госдумой законопроекте, в частности, сказано, что в цену договора между продавцами товаров и поставщиками нельзя включать любые виды бонусов (например, за вхождение в сеть), за исключением премии за объем реализованной продукции. Розничным сетям также запрещается требовать с поставщиков возместить убыток при повреждении или утрате товара, произошедших после перехода прав на товар.

При этом в документе не прописано, что государство будет регулировать установление торговых наценок предприятиями торговли. Власти отказались от идеи прямого регулирования отрасли и это, несомненно, положительный фактор, говорит RB.ru аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин.

Законопроект предусматривает также конкретные сроки оплаты поставленной продукции: 10 дней с момента приемки товаров для продуктов со сроком годности менее десяти дней, а также для замороженного мяса, 30 дней - для продуктов со сроком годности до тридцати дней, 45 - для остальных, кроме алкоголя, табака, жевательной резинки и консервов, для которых предлагается установить 75 дней. При этом нет разделения товаров на отечественные и импортные.

Ограничения

Законопроект по-прежнему предлагает ограничить возможности крупных розничных сетей открывать новые магазины, что вызвало резкую критику со стороны участников рынка. Инициатива Федеральной антимонопольной службы, которая предполагала установить порог доминирования на уровне 10-15 %, пока что в законопроект не вошла. Но тем не менее, если розничная сеть, оборот которой превышает миллиард рублей, а доля на рынке составляет 25% в рамках округа, муниципального района или границах Москвы и Санкт-Петербурга, то она не имеет права приобретать дополнительные торговые площади и вводить в эксплуатацию новые торговые объекты. Такие рамки игроки рынка сочли чрезмерно узкими. Однако в этом вопросе ритейлеров не поддерживает даже Минпромторг.

Не совсем понятно, касается ли данное ограничение и аренды торговых площадей, отмечает Максим Клягин. Если статья сохранится в финальной версии закона, то она, конечно, создаст определенное преимущество для мелких фирм в силу искусственного ограничения конкуренции со стороны крупных сетей. Однако конечные результаты подобной реформы для всей индустрии, ее долгосрочные последствия, по мнению аналитика, остаются весьма спорными. "Очевидно, что неоправданные искусственные ограничения могут стать причиной снижения темпов развития торговых предприятий, что будет в конечном итоге негативно отражаться на ценообразовании", - отмечает собеседник RB.ru.

Потребуется доработка

Вместе с тем, депутаты Госдумы намерены создать целую рабочую группу по доработке пресловутого законопроекта.

Зампредседателя комитета по экономполитике и предпринимательству, руководитель рабочей группы по данному законопроекту Андрей Голушко считает, что принятый документ направлен на развитие конкуренции, устранение злоупотреблений в сфере торговли, сообщает РИА Новости.

Вместе с тем, депутатам предстоит дорабатывать проект закона при подготовке ко второму чтению, полагает он. Нуждается в дополнительном уточнении "понятийный аппарат", в тексте документа сделан особый акцент на регулирование торговли продовольственными товарами, между тем, закон посвящен торговле в целом.

Не учтены, по мнению депутата, такие виды деятельности, как дистанционная торговля или потребительская кооперация.

Вряд ли законопроект в своем сегодняшнем виде окажет существенное влияние на ситуацию на рынке и сможет ее кардинально изменить, считает Максим Клягин. По его мнению, было бы логично сосредоточиться на мерах, способствующих дальнейшему динамичному росту отрасли - в частности, создании более привлекательного, комфортного инвестиционного климата, который приводил бы к росту числа крупных и мелких игроков и развитию конкуренции в этом секторе. Для этого, по словам аналитика, надо снижать количество разнообразных административных барьеров.

Мы рады, что за основу взят именно правительственный законопроект, передал RB.ru через пресс-службу главный исполнительный директор X5 Retail Group Лев Хасис. По его мнению, это и есть необходимый компромисс между поставщиками и торговыми сетями. "Потребитель и так зажат кризисом, этот вариант закона не позволит поставить людей в еще более худшие условия. Мы надеемся, что правительство сумеет отстоять свою версию законопроекта, так как в ходе подготовки ко второму чтению возможны разные сумасбродные и популистские поправки", - отмечает Хасис, добавляя, что представители торговых сетей будут участвовать в подготовке проекта ко второму чтению.