Кризис заставил людей по всему миру беречь каждую свободную копейку. Россияне – исключение, они предпочитают не откладывать деньги, а тратить их. В основном на одежду и улучшение жилища. Прошлый кризис научил их этому.

В кризис люди стараются меньше тратить и больше откладывать на черный день. Такие данные приводятся в исследовании корпорации Nielsen, проведенном в 28 странах мира. Каждый второй (48%) из опрошенных сообщил, что именно сбережение – это лучшее применение свободных средств в кризис. Наиболее активно пытаются сберечь накопления жители Азиатско-Тихоокеанского региона. Так, 71% опрошенных филиппинцев ответили, что планируют откладывать свободные деньги. С ними солидарны 66% опрошенных в Индии, 63% – в Корее, 64% на Тайване, по 67% в Сингапуре и Гонконге.

Россия в очередной раз показывает свою полнейшую оторванность от мировых трендов. Здесь наиболее приоритетные статьи расходов – покупка одежды и обустройство дома, отмечают исследователи Nielsen. Сберегать деньги хоть как-то пытаются только 43% респондентов, причем на протяжении последних двух лет это число не меняется. Данные компании КОМКОН подтверждают, что россияне более склонны тратить средства на текущие покупки, чем делать сбережения на будущее.

«Согласно исследованию TGI-Russia, за первое полугодие 2009 г. всего 40% россиян в возрасте 16 лет и старше полагают, что сбережения нужно делать обязательно, и всего у 20% получается откладывать средства достаточно регулярно», – приводит статистику своих исследований директор TGI-Russia Юлия Быченко. «Это естественно для людей, живущих в условиях неустойчивой экономики, когда текущие финансовые решения мало влияют на качество жизни в будущем», – объясняет такое поведение эксперт.

Правда, 76% опрошенных россиян сообщили, что значительно изменили свои покупательские привычки. Но речь идет не о приоритетах, а просто о сокращении трат.

Так, количество граждан, готовых тратить свободные средства на покупку одежды, с октября 2008 года по апрель 2009 года сократилось с 70% до 52%. Для примера, в Австралии и Таиланде только 16% опрошенных готовы потратить свободные деньги на новую одежду.

Но это не значит, что россияне такие модники. Речь идет об относительных а не абсолютных цифрах, напоминает аналитик потребительского рынка ИК «Тройка Диалог» Михаил Красноперов. Просто после закупки товаров первой необходимости и оплаты коммунальных услуг денег у людей практически не остаётся, разве что на одежду.

Впрочем, россияне по-прежнему первые на глобальном уровне в части трат на декор и ремонт своих домов. Хотя, подчеркивают в Nielsen, за последние три месяца этот показатель снизился с 46% до 43%. Мировые же потребители в среднем не готовы сейчас вкладываться в ремонт и декорирование дома: лишь для каждого четвертого это актуально в ближайшие 12 месяцев.

Стремятся россияне потратить деньги и на новую бытовую и электронную технику. Согласно данным исследования, в России этот показатель вырос по сравнению с концом первого квартала 2009 года и составил 34%. При этом только 25% опрошенных в мире ответили, что собираются обновить в ближайшее время бытовую и электронную технику. «Россия значительно отстает от европейских стран по насыщенности бытовой техникой», – объясняет маркетинг-директор компании Candy Hoover Group по России и СНГ Алессандра Росси Дерубейс.

В России велика доля так называемых «первых покупок», когда потребитель впервые покупает ту или иную бытовую технику, например, посудомоечную машину. Для сравнения, в Италии 40% населения имеет дома посудомоечную машину, в России – только 3%.

«Имея опыт кризиса 1998 года с большой потерей денег, российский потребитель решил сделать вложения в крупные покупки, чтобы хоть каким-нибудь образом их сохранить», – добавляет эксперт.

Нужно не забывать, однако, что опрос Nielsen проводился в интернете. Поэтому «эти данные к россиянам имеют какое-то очень касательное отношение», считает ведущий специалист аналитического отдела фонда «Общественное мнение» (ФОМ) Петр Бавин. Данные сентябрьского опроса ФОМа показывают, что 17% респондентов (и 7% тех, кто был в интернете хотя бы раз за последние полгода) ответили, что денег им не хватает даже на питание. На покупку одежды и обуви денег нет у 30% россиян (19% посетителей интернета), крупной бытовой техники – у 37% всех респондентов и 45% соответственно.