Все ждут "второй волны". Теория волн вообще очень популярна у российских экспертов и граждан. Не нужно быть профессиональным экономистом для того, чтобы понять: то, что происходило с мировой экономикой начиная с 2007 года, ничем другим, как рецессией, назвать нельзя.

Именно в этот период мир накрыла первая волна кризиса. Иначе получиться и не могло. Процесс заигрывания в денежные мультипликаторы и попытка надстроить над реальной экономикой воздушные замки для инвесторов заканчивается всегда одинаково. Почему 1998 год, несмотря на всю тяжесть того кризиса, пережили несколько легче, тоже понятно. Во-первых, он случился, и появился целый ряд, в общем-то, понятных проблем, с которыми нужно было как-то жить. Во-вторых, население не сидело на кредитной игле. В-третьих, экономика не была перегружена долгом, долг лежал на государстве. Сейчас все не так, как было в тот период. Все и всё в долгах, да и еще не понятно, что будет дальше. Здесь нет ничьей вины. Пожалуй, только одно: десять последних лет мы развивали виртуальную экономику, от которой реальной перепадало на развитие не более 10-15%.

Проблема второй и последующих волн в том, что мы ничего про это не знаем о них, пока они не появятся у наших берегов. Мы знаем, как могла бы развиваться экономика, но мы не знаем, по каким законам и с какими последствиями лопается мыльный пузырь и рушатся воздушные замки. Мы, конечно же, многое сможем вынести, но хотелось бы понять, сколько таких будет волн и какой они будут "высоты". Многие говорят, что именно осенью нас ожидает вторая или третья волна, смотря как считать. Чего можно ожидать осенью? Выплаты значительных долговых обязательств по корпоративным и банковским займам, девальвации, падения цен на нефть и ухудшения состояния экономики? Всё это оказывает существенное влияние на российскую экономику и может оказать на нее негативное влияние. Но больше всего нас, как всегда, интересует благосостояние отдельного индивидуума. Поэтому для нас важно не потерять тот достаток или просто заработок, который мы имеем и который нам позволяет существовать в этой жизни. Таким образом, проблема ожидания новых волн имеет психологический аспект, как вероятность ухудшения собственного благосостояния. И в этом контексте - будут ли эти волны или нет как само событие, как глобальный фактор - являются вторичными, хотя интуитивно и неприятными возможными событиями ближайшей осени.

Виктор Четвериков, директор Национального рейтингового агентства