Путин научит торговать

Владимир Путин внес в Госдуму законопроект о торговле, который должен, по идее правительства, ограничить аппетиты ритейлеров и сбить цены на товары, в первую очередь продовольственные. Эксперты в оценках документа расходятся.

Вчера премьер Владимир Путин подписал распоряжение о внесении на рассмотрение Госдумы проекта Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». Об этом сообщил пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков.

Как считают в правительстве, цель законопроекта – «выстроить сбалансированные, цивилизованные отношения по всей цепочке – от производства до прилавка – и в первую очередь навести порядок в такой чувствительной сфере, как торговля продуктами питания».

Премьер сопроводил текст законопроекта пояснениями. Он считает, что «необходимо искоренить практику дискриминации производителей, прекратить длительную задержку оплаты за поставленную продукцию, закончить всевозможные поборы, или, как их называют сами участники рынка, «бонусы», без уплаты которых даже качественный и востребованный товар не имеет сегодня шансов появиться на полках крупных торговых сетей».

С другой стороны, производители, отметил премьер, должны научиться «соответствовать самым строгим требованиям качества продукции, повышать эффективность своего производства, снижать затраты». Для этого, по его словам, в законодательство будут введены «нормы прямого действия, регулирующие сроки оплаты поставок продовольственных товаров и запрещающие дискриминацию их производителей».

Также по проекту закона, торговым сетям запрещается задерживать оплату поставляемой продукции. Подтверждается уведомительный порядок начала торговой деятельности, не связанной с предоставлением лицензии.

«Нестационарную торговлю» – лотки, передвижные торговые точки – предлагается регулировать более жестко, чем сейчас.

Законопроект также описывает «определенный перечень недопустимых практик со стороны хозяйствующих субъектов».

Некорректное поведение будет караться штрафом от 500 тысяч до 1 млн рублей.

Проект этого закона был одобрен правительством еще 13 июля, а его подготовка велась более двух лет. Последние доработки внесла рабочая группа под руководством первого вице-премьера Виктора Зубкова. Ранее источник в правительстве утверждал, что в итоговом варианте удалось достигнуть компромисса между интересами производителей и торговыми сетями.

Вице-премьер Виктор Зубков заявлял также, что в процессе подготовки проекта шли горячие дискуссии о том, должно ли государство регулировать ценообразование. «В итоге мы пришли к общей консолидированной позиции, что государство в этом законе не будет регулировать торговую деятельность с точки зрения установления торговых наценок», – сказал Зубков.

В свою очередь, премьер на заседании президиума правительства предложил искоренить «нечестную практику» дискриминации производителей со стороны крупных торговых сетей. Он посчитал, что антимонопольное регулирование эффективнее прописать в другом законе – «О конкуренции».

Участники рынка говорят, что ужесточение антимонопольного регулирования, если оно будет, было бы симметричным, то есть если будут ужесточены требования к торговым сетям, то аналогичные требования должны применяться и к поставщикам продукции в сети.

Исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский считает, что этот законопроект, внесенный на рассмотрение Госдумы, наиболее адекватный из всех предложенных. «Он компромиссный, поскольку соблюдает интересы всех сторон и в нем нет предпосылок для поднятия цен для потребителей», – говорит Белоновский. По его словам, рынок надеется на снижение административных барьеров. «Ведь в каждом регионе сейчас существуют свои правила административного регулирования, что осложняет работу сетей», – говорит он.

«Закон плох, поскольку он не решает главного вопроса – конкуренции», – заявляет председатель комитета по поддержке и развитию малого бизнеса торгово-промышленной палаты Санкт-Петербурга Алексей Третьяков. Целевая аудитория законопроекта – производитель и потребитель, уточняет Третьяков. У первого должна быть возможность развиваться, у второго – купить качественный товар по приемлемым ценам. Торговые сети являются не более чем механизмом. «Существует единственный механизм, который может обеспечить эти интересы производителя и потребителя, – это конкуренция», – говорит эксперт. Для производителя должна быть альтернатива сбыта, для производителя – альтернатива покупки.