Государство не будет регулировать цены на продукты и торговые надбавки, следует из проекта закона о торговле, который будет рассматривать президиум правительства. Впрочем, проект написан из расчета, что соответствующие нормы могут появиться в будущем. В документе планируется четко закрепить права и обязанности торговых сетей, а также отрегулировать вопросы отсрочки платежа за поставку различных видов продукции.

Президиум правительства РФ на заседании в понедельник планирует рассмотреть доработанный с ведомствами и участниками рынка проект закона о регулировании торговой деятельности.

В пятницу правительство разослало руководителям профильных министерств и ведомств доработанный вариант законопроекта, который будет обсуждаться на заседании.

В документе (имеется в распоряжении "Интерфакса") есть несколько принципиальных нововведений: во-первых, четко прописываются права и обязанности торговых сетей при заключении договоров поставки продовольственных товаров, во-вторых, перечислены недопустимые действия по отношению к поставщикам со стороны сетевых розничных сетей и со стороны органов госвласти. Законом оговаривается возможность регулирования торговых наценок и цен. Из проекта исчезла статья об антимонопольном регулировании и возможность предоставления преференций отечественным производителям.

Впервые о возможности включения в закон о торговле некоего типового договора поставки продовольственных товаров заявил в конце июня премьер-министр Владимир Путин. В ходе совещания, посвященного доработке законопроекта, он высказал идею, что в типовой договор может быть включена возможность установления оптовых цен и торговых надбавок, прописаны сроки поставок, ответственность за несоблюдение обязательств.

Основные требования к договорам поставки продовольственных товаров в торговые сети изложены в статье 9 законопроекта. В частности, предполагается, что основные условия поставок товаров (типовые договоры) должны размещаться сетями на сайте в Интернете, а при отсутствии сайта - предоставляться поставщикам непосредственно, безвозмездно и "в разумные сроки".

Компании сетевой розницы не вправе продавать товары по цене ниже, чем установлено в договоре, без согласия поставщика. Исключения составляют случаи, когда такие товары продаются под товарным знаком сети (private label) или когда истекло более 80% срока годности товара.

Документом запрещается также включать рекламные, маркетинговые и другие услуги в договоры поставки.

Торговым сетям разрешено включать в цену поставки премии, выплачиваемые покупателю в связи с приобретением им определенного количества продовольственных товаров. Это единственный компромисс, на который пошли по отношению к сетевым компаниям: включение в цену договора поставки других видов вознаграждения не допускается.

  • Отсрочка платежа

Законопроектом оговариваются сроки оплаты за продовольственный товар, в случае если заключаются договоры с отсрочкой платежа.

Продовольственные товары со сроком годности менее 10 дней, а также замороженное мясо курицы, свинина, говядина подлежат оплате в срок не позднее 10 рабочих дней с момента приемки товаров предприятием торговли.

Продовольственные товары со сроком годности от 10 до 30 дней подлежат оплате в срок не позднее 30 рабочих дней с момента поступления товара. Товары со сроком годности свыше 30 дней (за исключением алкогольной и табачной продукции) подлежат оплате не позднее 45 дней.

Алкогольная и табачная продукция, жевательная резинка, консервы подлежат оплате не позднее 75 дней с момента приемки товара.

  • Регулирование цен

Более ранние варианты законопроекта включали в себя как предложения о прямом регулировании цен на социально значимые товары, так и возможность установления правительством предельных наценок. В первом случае предлагался перечень из 10-15 продуктов, во втором - предельная наценка не более 15%.

Итоговая версия законопроекта допускает возможность госрегулирования цен и торговых наценок, но напрямую не прописывает механизм реализации этой возможности. Так, в одном из пунктов статьи 8 указывается, что хозяйствующий субъект "самостоятельно устанавливает цены на товары", но в другом пункте той же статьи отмечается, что "если федеральным законом предусмотрено государственное регулирование цен и торговых надбавок на отдельные виды товаров", то цены на такие товары устанавливаются правительством РФ.

Упоминание регулирования цен правительством в законе появляется еще раз - в описаниях договоров поставки. Цена, по которой производители поставляют товар в торговые сети, устанавливается "по соглашению сторон", однако если неким законом предусматривается госрегулирование цен (торговых надбавок) на отдельные виды товаров, то цены на такие товары устанавливаются сетями в порядке, определенном правительством.

Фактически предложенный правительством законопроект не регулирует цены, но написан из расчета, что соответствующие нормы могут появиться.

  • Недопустимые действия

Сразу две статьи законопроекта посвящены перечислению недопустимых действий торговых сетей и властей по отношению к поставщикам продовольствия (недопустимые практики). Так, в договорных отношениях между сетями и поставщиками (статья 15) запрещается навязывать контрагенту условия "эксклюзивности", то есть условие поставки товаров только данному хозяйствующему субъекту. Кроме того, запрещено требовать от контрагента сведения обо всех заключаемых им договорах с другими хозяйствующими субъектами.

Торговым сетям также запрещено требовать с поставщиков плату за изменение в ассортименте товара, плату за доступ на полки (так называемый "входной билет", широко распространенная и отстаиваемая ритейлерами практика), возмещение убытков, связанных с повреждением или кражей товара.

Органам государственной власти (статья 16) запрещается проводить в магазинах повторные проверки качества и безопасности товаров, чинить препятствия в отношении свободного перемещения товаров между субъектами РФ, вводить ограничения на продажу отдельных видов товаров на территории регионов.

При этом в законопроекте не прописана ответственность за нарушение 15 и 16 статей.

  • Исчезнувшие статьи

Статьи об особом порядке антимонопольного регулирования торговых сетей в проекте закона нет. Ранее предполагалось снизить предельный порог доминирования торговых сетей (по доле рынка) с 35% до 15%, или прописать критерии доминирования. В свою очередь торговые сети настаивали на том, чтобы не прописывать отдельно в законе антимонопольное регулирование. Из проекта закона также исчезла норма о преференциях в предоставлении торговых площадей отечественным товаропроизводителям.

Между тем, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) все же получит возможность контролировать сети. Говоря об особенностях реализации закона, источник в правительстве РФ пояснил, что именно ФАС будет контролировать перечень недопустимых практик. "Если ФАС обнаружит существование такой практики, то с помощью судебных процедур и процедур, которые прописаны в законе о защите конкуренции, будет бороться с недобросовестными предприятиями", - пояснил источник. Он также отметил, что ответственность торговых предприятий за применение недобросовестных практик предполагается установить отдельным законом, которым будут внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях. "Пока этих санкций нет, но они будут", - подчеркнул собеседник.

Планируется, что закон о торговле вступит в силу с 1 января 2010 года.