Мировой фондовый индекс MSCI World потерял в понедельник 2,7%. Как это, к сожалению, повелось, негативные новости больнее всего ударили по российскому фондовому рынку, который по части новых антирекордов падения продолжает идти «впереди планеты всей». На этой неделе он впал в депрессию после трехмесячного ралли на повышение: два дня подряд ММВБ и РТС катились вниз вслед за мировыми площадками и нефтью. В понедельник российский рынок обвалился на 5-8%, во вторник к 10:55 мск индекс ММВБ упал на 4,98% — до уровня 891,23 пункта. В последний раз на этом уровне индекс находился в начале марта текущего года. Индекс РТС к 11:03 мск обвалился на 6,54% — до 898,23 пункта. Более 10% потеряли акции электроэнергетических компаний, плохо чувствовал себя и финансовый сектор- обвал возглавили банковские акции, рухнувшие более чем на 10%.

Правда, сегодня, в среду, ситуация изменилась. Российские индексы утром 24 июня начали восстанавливаться после обвального падения предыдущих двух дней. Так, за первые десять минут торгов индекс ММВБ поднялся сразу более чем на два процента до 937 пунктов, а РТС — на 0,9 процента до 941 пункта. Тем не менее, эксперты пока затруднятся предсказать, как долго продлится этот подъем и не сменится ли он новым обвалом.

  • Справка КМ.RU: Цена на нефть упала вслед за фондовыми рынками, которые отреагировали на прогноз Всемирного банка относительно углубления рецессии. Кроме того, произошло укрепление доллара США относительно других валют, что снижает привлекательность сырьевых товаров для инвесторов. Цена августовского фьючерсного контракта на нефть марки WTI в электронной системе Нью-йоркской товарной биржи (NYMEX) во вторник составляет $66,37 за баррель, что на $1,13 выше итоговой котировки 22 июня. Стоимость фьючерса на нефть Brent на август на лондонской бирже ICE Futures снизилась на $1,08 — до $65,90 баррель.

Ситуацию на мировых рынках в эксклюзивном интервью KM.RU прокомментировал президент компании экспертного консультирования «Неокон» Михаил Хазин:

— Ситуация объясняется достаточно просто. Дело не в прогнозе ВБ. Просто США нужно закрывать свои казначейские обязательства перед другими странами- их нужно погасить почти на триллион долларов уже этим летом. Соответственно, они выводят свои капиталы со всех рынков и сметают все деньги на рынок казначейских обязательств. Я думаю, что еще какое то время процесс падения фондовых рынков и индексов во всем мире будет продолжаться.

Относительно перспектив российского фондового рынка я бы вообще не хотел рассуждать. По принципу «О мертвых либо хорошо, либо ничего». Российский фондовый рынок в силу своих объемов особого интереса не представляет. Он уже давно превратился в площадку для спекуляций в расчете на каких-то «лопухов», чтобы сначала привлечь капитал, а потом в нужный момент выйти из акций. Российский фондовый рынок настолько мал и манипулируем, что обсуждать его нет смысла. Потому что с точки зрения реальной экономики он никакого интереса не представляет. Что касается дальнейшей динамики падения мирового ВВП, то кризис продолжается, и мой прогноз в этом смысле не изменился. Антикризисный курс российского правительства также проблематично обсуждать. Потому что я о наличии такого вообще ничего не слышал. Я не вижу, чтобы наше правительство занималось реальными проблемами в экономике. Еще раз повторю, у нас сейчас погоду делает не мировой кризис, а свой собственный, спровоцированный мировым. У него другие механизмы и действующие причины.

На Западе сейчас кризис связан с избытком капитала, а у нас — с его недостатком (также мы переживаем кризис двухсекторной модели экономики). Это разные вещи и их некорректно сравнивать. Что касается падения нефтяных цен, то оно, безусловно, негативно повлияет на состояние нашей экономики. Однако, поскольку основная причина кризиса в России — падение рентабельности внутреннего сектора российской экономики, то по этой причине кризис у нас был бы неизбежен в любом случае. Даже если бы на Западе его не было.

В отличие от нас, кризис в США это следствие падения спроса, связанного с тем, что на протяжении последних 30 лет он стимулировался за счет кредитной эмиссии. И он будет продолжаться. Более того, на пути этого падения пройдена всего лишь где-то одна шестая часть. А то, что в последние несколько месяцев росли цены на нефть это спекулятивный процесс. Сейчас они будут падать, поскольку деньги будут вымываться на рынок казначейских обязательств. Конечно, если бы цены немного подросли, с точки зрения российской сырьевой экономики было бы лучше. Но нужно понимать, что в условиях падающего спроса нам все равно не добиться стабильного роста цен. Даже если мы будем по полной программе сотрудничать в этом вопросе с ОПЕК и снижать нефтедобычу.