Выход России из кризиса будет длительным и тяжелым, и происходить он будет U-образно, считает первый зампред Банка России Алексей Улюкаев. Впрочем, сколько людей, столько и мнений: президент Дмитрий Медведев надеется на V-образное восстановление, а министр финансов Алексей Кудрин ждет кризиса в виде буквы W.

Финансисты всего мира заблудились в четырех буквах. Они ломают голову над тем, по какой кривой будет происходить выход экономики России из кризиса: в виде буквы V, U, L или W. В России на эту тему высказались ряд экспертов, включая министра финансов Алексея Кудрина, президента России Дмитрия Медведева и т.д. Теперь свою точку зрения высказал первый заместитель министра финансов Алексей Улюкаев - по его мнению, выход из кризиса будет U-образным, то есть с медленным и постепенным восстановлением.

  • Улюкаев - за букву "U"

Кризис, разразившийся в 1998 году, который проходил по V-образному (резкий спад с последующим резким восстановлением) сценарию, не имеет ничего общего с нынешним кризисом, отмечает А.Улюкаев. "Они совпадают только магией цифр. Там август 1998-го, а здесь август 2008 года. Больше ничего общего нет", - сказал он в интервью журналу "Коммерсантъ Деньги".

Первый зампред ЦБ пояснил, что тогда был кризис на фоне трансформационного спада, а сейчас кризис на фоне роста, причем многолетнего. "Кризис на фоне спада означает, что у вас огромный объем невостребованных ресурсов. У вас незанятые производственные мощности, у вас трудовые ресурсы свободны. И девальвация в этой ситуации является благом, потому что позволяет без инвестиций, без ничего, на ровном месте повысить конкурентоспособность ваших производств и насыщать внутренний рынок, да и внешние тоже, вашей продукцией", - говорит он.

В ситуации 1998 года надо было дать экономике оборотные средства. Девальвация создавала возможность для роста конкурентоспособности, а предоставление оборотных средств давало основание эту конкурентоспособность реализовывать, запустить соответствующие механизмы, поэтому наблюдался V-образный кризис: очень глубокий спад, быстрый выход из него и начало роста.

А.Улюкаев отметил, что при кризисе на фоне долгого и довольно быстрого подъема, когда степень использования всех ресурсов - и трудовых, и финансовых, и производственных мощностей - очень высока, девальвация не дает каких-то решающих преимуществ. Она позволяет снять проблему отрицательного сальдо платежного баланса, снять проблему давления на финансовую систему. Для некоторых отраслей она выгодна с точки зрения конкурентоспособности, но она не может быть основанием для резкого изменения ситуации в экономике, поясняет А.Улюкаев.

С другой стороны, просто насыщение экономики деньгами также не даст хорошего результата, потому что второе отличие этих двух кризисов в том, что тот был локальный - в ситуации, когда мир был готов предъявить спрос на продукцию, дать инвестиционный ресурс. Вы только запустите механизм, а все остальное за вас сделают сопутствующие обстоятельства. Сейчас глобальный кризис. Приход глобальных ресурсов обуславливается разными обстоятельствами, спрос гораздо избирательнее.

"Здесь мы должны понимать, что выход из кризиса будет не V-образный, а U-образный, длинный, тяжелый, не в ту же благостную точку, а на более консервативную линию развития, которая предполагает решение большого количества различных вопросов. И, с моей точки зрения, это прежде всего вопросы институционального развития", - говорит он.

  • Спектр мнений

Вопрос о том, по какой "букве" страна будет выходить из кризиса, занимает всех, и эта тема не чужда президенту России Дмитрию Медведеву. В начале июня он отмечал, что "существует несколько вариантов". "Первый вариант наиболее благоприятный, когда выход из кризиса будет осуществляться по формуле буквы V: падение и резкий взлет", - отметил Д.Медведев. Второй, по его словам, "более тяжелый вариант, когда выход из кризиса будет осуществляться в конструкции буквы L: падение и очень медленный выход из кризиса".

"И самый неблагоприятный сценарий - когда кризис будет развиваться в конструкции W: оно будет таким образом падать, производство, потом будет расти, потом снова падать", - заявил Д.Медведев.

Примечательно, что он даже не упомянул об U-образной кривой, о которой говорит Алексей Улюкаев. Впрочем, глава государства старается сохранить оптимизм: "Хотелось бы, чтобы этот выход был достаточно быстрым, именно по модели буквы V".

И здесь с главой государства солидарны аналитики Banc of America Securities - Merrill Lynch, которые считают, что экономика развивающихся стран Европы находится на нижней точке V-образного экономического цикла. С учетом резкого падения промышленного производства, восстановление, хотя бы на начальных этапах, также может быть быстрым, в особенности в России и Турции, отмечают эксперты.

А вот "штатный пессимист" в правительстве, министр финансов Алексей Кудрин полагает, что может реализоваться наихудший сценарий выхода из кризиса. По его мнению, нижняя точка кризиса не пройдена, "мы пока не имеем дна и начала устойчивых тенденций роста". Глава Минфина также высказал мнение, что "после некоторых признаков роста все-таки придется иметь еще некоторый спад, может быть, это будет и спад индексов". Таким образом, считает А.Кудрин, "кривая, по которой мы будем выходить из кризиса", скорее всего, будет напоминать W.

А заместитель министра экономического развития Андрей Клепач недавно заявил: "Рост экономики на 4-5% в год мы вряд ли увидим в ближайшее десятилетие. Нас ждет стагнация либо медленный рост". По всей видимости, его слова можно трактовать как ожидание L-образной конфигурации кризиса.