Никакие волны кризиса не грозят банковской системе России, считают в Центробанке. И объясняют это тем, что уровень просроченных долгов до конца года не превысит 10%, а достаточность капитала останется на приемлемом уровне. Но проблемы остаются и к ним добавляются новые, возражают аналитики. Волна может прийти не осенью, а позже, и этого не исключает никто, в том числе и ЦБ.

Банк России не видит оснований для пресловутой «второй волны» кризиса в банковском секторе. Об этом 28 мая в Санкт-Петербурге на Международном банковском конгрессе заявил первый зампред Центробанка Геннадий Меликьян.

О второй волне еще в марте впервые предупредил министр финансов Алексей Кудрин. По его мнению, осенью уровень невозврата кредитов, выданных реальному сектору, значительно вырастет, что парализует кредитную деятельность и, в свою очередь, снова ударит по промышленности. Но Меликьян заметил: «Я не вижу резких воздействий, которые могут нанести удар».

Чиновник ЦБ сослался на прогнозные цифры, на которых основывается эта уверенность. По его мнению, уровень просроченной задолженности в течение всего оставшегося года будет держаться на вполне пристойном уровне.

«У нас нет оснований считать, что просроченная задолженность будет расти быстрее, чем это было в начале кризиса, и она будет в пределах 10% до конца года», – сказал Меликьян.

В качестве критического уровня «просрочки» он назвал 13%. Это более жесткий порог по сравнению с оценками Центра экономических исследований Московской финансово-промышленной академии двухнедельной давности. Согласно им, как писала «Газета.Ru», «смертельным порогом» для большинства крупнейших банков являются потери в 17–18% кредитного портфеля, а «середнячки» способны выдержать и потери в 27%.

С показателем просроченной задолженности тесно связан еще один показатель – уровень достаточности капитала: при росте просрочек по кредитам банки, чтобы у них не отозвали лицензию, вынуждены будут наращивать резервы по плохим долгам и увеличивать собственный капитал. Именно этот показатель являлся ключевым при проведении «стресс-тестов» крупнейших банков в США. В России отношение собственного капитала к активам у банка должно быть как минимум 10%.

По мнению Меликьяна, и о проблеме достаточности капитала «пока рано говорить». На 1 апреля этот показатель в целом по банковской системе составлял 17%, сообщил он.

Ближе всего к пороговому значению находятся 15 банков, занимающих по величине с 6-го по 20-е место, – у них достаточность на уровне 13%.

Кроме того, основанием для оптимизма Меликьяна служит надежда на благоразумие самих банкиров. Текущие проблемы вынуждают их быть более осторожными. «Неуверенность и невозможность прогнозировать ситуацию охлаждают пыл наших банкиров наращивать объемы кредитования», – говорит чиновник.

Впрочем, эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», скептически отнеслись к оптимистичному настрою представителя ЦБ. Негативные факторы никуда не делись. «Большая часть кредитов, которые выданы российскими банками, номинирована в рублях, в то время как задолженность самих банков по большей части в валюте, – обращает внимание начальник аналитического департамента ГК «Альпари» Егор Сусин. – И это большая проблема для банковской системы в целом, которая снова проявится к осени». Плюс к этому продолжается рост безработицы, что вкупе с постепенным расходованием сбережений может привести к росту просрочки по кредитам.

Реструктуризация долгов – тоже мина замедленного действия.

«Сейчас проблема просрочки на балансе решена реструктуризацией кредитов, – поясняет замначальника финансово-экономического департамента Русского банка развития Юрий Амвросиев. – Тем самым банки оставили свои основные показатели на приемлемом уровне. Причем к подобным мерам банки прибегают не только в отношении корпоративных клиентов, но уже и в отношении розничных». По оценке директора департамента банковского регулирования и надзора Центробанка Алексея Симановского, на 1 апреля банки реструктурировали около 20% своих кредитных портфелей. Но часть этой реструктуризации была осуществлена вынужденно, а часть – недобросовестно. Поэтому у аналитиков существуют большие опасения того, что эти кредиты в конце концов будут возвращены.

Получается, что вторая волна кризиса может оказаться просто сдвинутой во времени. Даже если все прогнозы Меликьяна сбудутся, это не исключает резкого ухудшения ситуации в 2010 году как в банковской системе, так и во всей экономике России.

«Если кризис на внешних рынках затянется – а он затянется, это уже сейчас видно, – то ситуация продолжит ухудшаться с каждым месяцем как в секторе корпоративных кредитов, так и в секторе частного кредитования», – предупреждает Сусин. «Помимо возврата кредита, стоит проблема его обслуживания, – напоминает Амвросиев. – Но если кризис затянется дольше, чем планируется, или, того хуже, усугубится, то рано или поздно эта проблема «выстрелит» и будет нарастать как снежный ком в связи с невозможностью выплаты процентов и штрафов клиентами». Этого опасается и ЦБ. «Длительный период сжатия кредитования опасен, – признал Меликьян. – Долго так продолжаться не может. Надо предпринимать активные усилия, чтобы вырваться из этого порочного круга».