Избавиться от доллара еще долго не удастся – потому что его роль равноценна роли США в мировой торговле. Создание новых валют - занятие спорное, но в чем-то полезное - пока речь идет об укреплении межрегиональных экономических отношений.

Оуэн Хампадж, ведущий экономист в исследовательском департаменте Федерального резервного банка Кливленда уверен: "Страхи относительно вероятного ослабления доллара из-за инфляционных процессов могут подвигнуть некоторые страны – такие как Китай, например – перевести часть своих резервов в евро, но не в специальные права заимствования Международного валютного фонда. Речь не идет о том, что SDR не нужны совсем, дело в том, что роль доллара в международной торговле «деньги МВФ» заменить не смогут"." А кроме того, операции в долларах позволяют существенно экономить на транзакционных издержках, в то время как SDR пока такой возможности не предоставляют", - пишет экономист в своем исследовании будущего американской валюты в качестве главной резервной.

Как же быть? Заниматься своим внутренним рынком и попробовать предложить миру не новую мировую валюту, а качественные и эксклюзивные товары или услуги. И уж после этого можно начать просить взамен рубли, юани, динары. Напомним, что тема новой мировой валюты стала чрезвычайно актуальна с начала нынешнего экономического кризиса. А в начале этого года Китай впервые официально высказал свои опасения относительно чрезмерной долларизации мировой валютной системы и предложил частично заменить американские деньги SDR. Вопреки ожиданиям, на апрельской встрече «Большой двадцатки», на которую драться против доллара поехала еще и Россия – о новой мировой валюте не было сказано ни слова – ограничились увеличением капитала МВФ.

Но процесс бегства из доллара все же пошел и набирает обороты. Хотя сейчас это и выглядит как попытка укрепить межгосударственные связи в каждом регионе по отдельности – в Латинской Америке, в Азиатско-Тихоокеанском, в Персидском заливе.

«Сукре». Это не десерт, а единая уловная единица для взаиморасчетов между странами Боливарианской инициативы (ALBA). В «Альбу» входят Венесуэла, Куба, Боливия, Гондурас, Никарагуа и Доминиканская Республика и в качестве наблюдателя - Эквадор. Планируется, что сукре запустят (сначала виртуально) с 1 января 2010 года.

Свою региональную валюту не оставляют попыток создать и ряд стран Персидского залива. Однако недавно ее запуск был перенесен с 2010 года на более поздний срок. Есть соответствующие предложения о создании квази-валюты и в Африке. Наконец появляются уже и совсем экзотические идеи о субрегиональных деньгах – например, недавнее заявление Нурсултана Назарбаева о введение в качестве таковых «евраза».

Разумеется, все эти «парады валют» обречены на провал и имеют ярко выраженный политический популистский подтекст. Но в укреплении межрегиональных экономических связей через создание «местных МВФ» многие видят ответ рискам глобальных кризисов. Пока, к сожалению, это скорее задел на будущее, поскольку «региональные МВФ» только нарождаются, а разразившийся кризис заставляет инвесторов по всему миру бежать в доллар. Его роль со временем будет ослабевать – параллельно с увеличением роли развивающихся экономик в мировой торговле. Например, сейчас завидные успехи выхода из кризиса показывает Китай, развивая свой внутренний рынок.