Минфин собирается исключить Кипр из списка офшоров, рассказал вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. По его словам, в минувшую пятницу «все необходимые для России условия» раскрытия информации по зарегистрированным на острове компаниям были согласованы с кипрским минфином.
О популярности кипрской юрисдикции свидетельствует объем инвестиций из этой страны в Россию: в 2008 г. с острова пришло, по данным Росстата, $56,9 млрд (21,5% всех инвестиций). Формально обмен информацией между нашими странами предусмотрен соглашением об избежании двойного налогообложения от 1998 г. Однако формулировка этой части соглашения была декларативной и допускала отказ в информации в случае, если запрос на нее противоречит законодательству Кипра. Поэтому до сих пор получить все нужные сведения от кипрских властей не получалось, о чем «Ведомостям» не раз говорили сотрудники налоговых органов. В итоге в январе 2008 г. островное государство попало в черный список Минфина. Теперь же киприоты согласились изменить соглашение между нашими странами. В итоге долгих переговоров «смогли найти баланс и в части наших требований, и их интересов», пояснил Кудрин.
Результат переговоров изложен в протоколе совещания, который был подписан сторонами, подтвердил представитель кипрского минфина. Самые серьезные изменения коснутся ст. 26 и 27 соглашения, где речь идет об обмене информацией стран и помощи в сборе налогов. Министерства финансов обеих стран будут обязаны предоставлять информацию (в том числе о конечных бенефициарах фирм), даже если это банковская тайна, а также личная тайна агента или доверительного управляющего.
Это важное уточнение, ведь сейчас киприоты называют именно такие причины отказа в информации, замечает сотрудник налоговых органов.
Изменения в законодательстве Кипра в июле и сентябре прошлого года сделали возможным предоставление банковской информации, например, можно получить информацию о состоянии счетов компании, движении средств по ним.
Меняется и порядок запроса — теперь это административное требование, которое не нуждается в судебной проверке. В рамках таких запросов киприоты обязуются накладывать обеспечительные меры. Но есть в протоколе и «троянский конь»: в запросе можно отказать, если обеспечительные меры непропорциональны нарушению или задевают публичные интересы Кипра.
О «раскрытии» Кипра было известно еще в прошлом году, кому нужно, давно спрятались, например перевели материнские компании в другие юрисдикции — Британские Виргинские острова или Гибралтар. Некоторым же прятать нечего.