Сказать, что глава финансового ведомства страны настроен пессимистично — значит, нечего не сказать. Алексей Кудрин считает, что пик кризиса может прийтись не на середину этого года, как прогнозировалось ранее, а на осенне-зимний период. А коль скоро кризис затянется, то и выход из него будет более сложным, резюмировал вице-премьер. И России, соответственно, следует готовиться к реализации пессимистического сценария развития ситуации.
Основные пункты пессимистического сценария также были оглашены. По прогнозам Кудрина, среднегодовая цена на нефть в 2009 году составит 41 доллар за баррель (ранее различные эксперты называли куда более приятные цифры — 60 и даже 70 долларов). А это значит, доходы национального бюджета очень пострадают.
По оценкам министра финансов, примерный объем их падения составит в нынешнем году 30%. «Это больше, чем в других странах, и это как раз свидетельствует о нашей большой зависимости от цен на нефть, но теперь не только от цен на нефть, но и от мирового кризиса, от оттока капитала из развивающихся рынков», — с грустью констатировал глава российского финансового ведомства. При этом он признал, что падают не только доходы от нефти, но и от других видов промышленности. И это не может не повлечь за собой пересмотр бюджетной политики правительства.
О том, что подразумевает такой пересмотр, было рассказано подробно. Прежде всего, правительству придется поступиться одним из главных своих завоеваний — трехлетним бюджетным планированием. Участники рынка, наверное, помнят, с какой гордостью российские власти в свое время презентовали трехлетний бюджет. Что и неудивительно: этот бюджет был наглядным доказательством экономической стабильности, которую России удалось достичь после долгих лет реформ, всевозможных кризисов, дефолта, девальвации и т.д. И вот теперь эта стабильность растаяла как дым под влиянием мирового экономического кризиса, который быстро вовлек в свою орбиту российскую экономику.
Итак, трехлетний бюджет «улетел, но обещал вернуться». Он будет восстановлен с 2010 года на 2010—2012 годы и будет внесен в Госдуму в августе текущего года. А пока России придется жить в рамках однолетнего бюджета, потому что предсказать до подробностей дальнейшее развитие экономической ситуации сейчас не рискнет никто. В том числе и члены экономического блока правительства.
Отказом от трехлетнего бюджетного планирования неприятные новости не ограничились. Выяснилось, что бюджет нынешнего года будет дефицитным, причем размер «дыры» правительство предпочитает пока не оглашать. Можно только догадываться, что он будет весьма существенным, если учесть, что дефицит федерального бюджета в 2010 году будет составлять до 5% ВВП, а в 2011 году — до 3% ВВП. Только с 2013 года будет восстановлено действие нормы Бюджетного кодекса, ограничивающей размер дефицита федерального бюджета 1%. Пока же этот «ограничитель» отменен вместе с трехлетним бюджетом.
Не слишком обнадеживающе звучали на общем фоне и слова Алексея Кудрина о состоянии резервных фондов. По его мнению, «если ситуация не ухудшится, то резервов хватит на два с половиной года. Если она ухудшится — то на два». Ложкой меда в бочке дегтя, по мнению министра финансов, может стать тот факт, что Россия погасила большую часть своих внешних долгов, и соотношение этого показателя к объему внутреннего валового продукта составляет сейчас меньше 10%. Однако, как отмечают эксперты, сейчас и это сложно счесть утешением. Если кризис затянется на два с половиной года или даже больше, то рынки капитала вряд ли быстро восстановятся. И не факт, что суверенные рейтинги России все это время будут оставаться на нынешних (кстати сказать, не слишком высоких) уровнях.
Так что закрытие «дыры» в бюджете за счет внешних заимствований может оказаться под вопросом. Как, соответственно, и планы кабинета министров по восстановлению практики трехлетнего бюджетного планирования, и мечты о возвращении к бездефицитному бюджету через три года.