Фонд национального благосостояния раскупоривают для помощи олигархам. Видимо, именно их благосостояние воспринимается чиновниками как национальное.

По сведениям ряда СМИ, деньгам Фонда национального благосостояния (ФНБ) – одной из двух государственных кубышек наряду с неприкасаемым пока по закону Резервным фондом – нашли дополнительное применение. Деньги дадут государственному Внешэкономбанку, обязав его кредитовать на эти средства частных инвесторов, которые строят в Сочи олимпийские объекты.

Одним из первых «народные» деньги может получить холдинг «Базовый элемент» Олега Дерипаски – едва ли не самый крупный частный подрядчик будущего олимпийского строительства.

Логику такого решения один из чиновников аппарата правительства сформулировал вполне доходчиво: привлечь деньги на рынке очень сложно, вот и приходится раскупоривать всероссийскую заначку. По словам этого чиновника, данное решение согласовано на уровне вице-премьеров Дмитрия Козака, курирующего строительство олимпийских объектов, и Алексея Кудрина, стоящего по должности министра финансов на страже резервных фондов государства. «Господдержка через кредитование будет оказана только инфраструктурным и спортивным объектам, имеющим наибольшие сроки окупаемости, – уточняет представитель аппарата Козака. – Одним из источников могут быть средства ФНБ».

Главный подрядчик олимпийского строительства – госкорпорация «Олимпстрой» – на кредиты из Фонда национального благосостояния не может претендовать в принципе: по закону бюджет «Олимпстроя» формируется имущественным взносом государства (около 242 млрд рублей до 2014 года, из которых на данный момент перечислена примерно половина.)

Решение использовать Фонд национального благосостояния на финансовую помощь олигархам в строительстве олимпийских объектов вызывает несколько простых, почти обывательских вопросов. Вопрос первый: неужели у государства уже кончились деньги, раз приходится кредитовать олимпийское строительство именно из Фонда национального благосостояния?

Вопрос второй. Фонд национального благосостояния изначально задумывался и публично объявлялся властями инструментом помощи рядовым гражданам либо подспорьем в реализации общенациональных инфраструктурных проектов (строительстве дорог, например). Неужели национальное благосостояние россиян (и даже сочинцев) улучшится от того, что эти деньги будут потрачены на поддержку именно олигархических структур? Вопрос третий. На дворе экономический кризис. Понятно, что государство вынуждено поддерживать деньгами крупные банки – хотя бы просто для того, чтобы по стране проходили платежи, выплачивались зарплаты, в очередной раз не прогорела основная часть вкладов населения. Но ведь есть золотовалютные резервы, есть, на самый худой конец, печатный станок. Неужели, если и настала крайняя нужда распаковывать Фонд национального благосостояния, его не стоило бы тратить, например, на переобучение людей, потерявших работу, или на поддержку оказавшихся в крайне тяжелых условиях граждан, взявших ипотеку?

Но самый главный и самый простой вопрос: почему Фонд национального благосостояния вообще надо тратить именно на олигархов, а не на простых людей?

Ведь те же частные застройщики олимпийского Сочи уже взаимодействуют с госбанками, а у тех и без ФНБ должны быть кредитные ресурсы (государство этим банкам помогает постоянно). Ответ на этот вопрос, увы, тоже прост – потому что олигархи и чиновники в России так повязаны друг с другом, что считают национальным свое и только свое благосостояние.

Из уст высокопоставленных российских чиновников уже после наступления кризиса звучали слова о том, что олигархам не будут помогать бесконечно, что если те не смогут «выкрутиться», им придется разориться. Но в том-то и проблема: степень взаимосвязи коммерческих интересов крупнейших частных компаний и высокопоставленных российских чиновников столь велика, что разорение олигархов наносит прямой материальный ущерб и правящему классу.

Лоббируя интересы олигархов, чиновники, выходит, лоббируют собственные интересы. А для остального населения под маркой социальной политики остаются невыполнимые нацпроекты и великодушное дозволение тратить материнский капитал (уже обесценившийся из-за девальвации рубля с 10 тысяч до 8 тысяч долларов) на погашение ипотечных кредитов.

Сейчас уже, наверное, никто и не вспомнит, что когда Владимир Путин шел на первый президентский срок, Центр стратегических разработок под руководством нынешнего главы Сбербанка Германа Грефа писал ему либеральную экономическую программу. В той, совершенно официально заказанной властью программе главной стратегической целью развития России провозглашалось социальное государство. Теперь, когда грянул кризис, наше государство, совершенно не чуждое популистской риторики, идет на крайне непопулярные меры поддержки связанных с госчиновниками олигархов и готово тратить на эти цели даже Фонд национального благосостояния. Никаким социальным государством не пахнет. Население власти все равно не приносит прибыли – зачем же ему помогать?