Крупнейшие игроки банковского рынка — Сбербанк и ВТБ — озвучили предварительные итоги деятельности в 2008 году практически одновременно. В обоих случаях результаты оказались скорее хорошими, чем плохими. Кризис не помешал, а, скорее, напротив помог госструктурам расширить свое присутствие как на рынке кредитования, так и на рынке вкладов. Но, кроме лавров победителей, госбанкам приходится принимать на себя и высокие риски, неразрывные сейчас с кредитованием компаний и частных лиц.
Конечно, нельзя жить в обществе и быть свободным от общества — нельзя работать на кризисном рынке и рапортовать исключительно о росте чистой прибыли и улучшении всех других финансовых показателей. Поэтому вряд ли экспертов удивила новость о том, что чистая прибыль группы ВТБ по международным стандартам финансовой отчетности уменьшилась за 9 месяцев 2008 года более, чем в три раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За 9 месяцев рекордного для банковского рынка 2007 года она составила 1,051 млрд. долларов, а за период с января по октябрь 2008 года едва преодолела планку в 316 млн. долларов. Что и говорить, весьма существенное сокращение. Но вполне ожидаемое в условиях обвала фондового рынка.
Зато ВТБ, как выяснилось, может похвастаться ростом кредитного портфеля: за отчетный период он увеличился на 40,7% и составил 84,5 млрд долларов. Объем корпоративных кредитов за третий квартал увеличился на 8,2% по сравнению со вторым кварталом; объем розничных кредитов — на 12,1% до 13,6 млрд долларов, что позволило ВТБ увеличить общую долю рынка розничного кредитования с 5,9% в конце 2007 года до 8,2% по итогам 9 месяцев 2008 года.
Впечатляющие показатели, демонстрирующие рост кредитного портфеля, обнародовал и Сбербанк. У него объем выданных кредит вырос по итогам 2008 года на 26% до 1,26 трлн рублей. Казалось бы, повод для радости. Однако складывается впечатление, что для Сбербанка это — «рост поневоле».
В кризисной ситуации власти России требуют от госбанков увеличения объемов выдачи кредитов и частным лицам и, прежде всего, национальным компаниям. Очевидно, что риски по этим кредитам намного выше, чем по кредитам, выданным в стабильные времена. Так что рост соответствующих портфелей Сбербанка и ВТБ идет параллельно с ростом доли «просрочки». У Сбербанка, например, последний показатель составляет уже 1,7%, тогда как до кризиса руководство банка традиционно рапортовало о просрочке, близкой к нулю. Понятно, что в дальнейшем эта доля будет только расти: ведь Сбербанку приходится смягчать условия предоставления кредитов.
Неудивительно, что на этом фоне руководство Сбербанка радуют другие цифры: например, то, что объемов вкладов у лидера российского банковского рынка не только не сократился за прошлый год, но даже увеличился на 16%, превысив цифру в 3 трлн рублей. В результате по темпам прироста депозитов Сбербанк обогнал рынок, который вырос только на 14,4—14,8%. По мнению экспертов, это неудивительно: в период кризиса россияне традиционно прибегают к госбанкам как к спасательному кругу. Стремление обезопасить свои вложения от потрясений становится сильнее стремления получить высокие проценты по своим вкладам. В этой ситуации Сбербанк становится главным «реципиентом» средств населения. Поэтому вряд ли стоит удивляться его прогнозу о том, что в 2009 году объемы вкладов у него вырастут на 16%, в то время как рынок в целом покажет рост на уровне 11%.