Судебные приставы подключили к своей работе телефонных роботов, которые уже начали обзванивать должников по всей стране. Бесчувственная автоматика напомнит человеку, что пора возвращать деньги, и даже сообщит адрес кассы.

Технически это будет работать так: территориальные подразделения судебных приставов заключают договоры с телефонными компаниями, передают им номера телефонов и текстовки. А телефонисты включат соответствующую аппаратуру с 17 до 22 часов в будни и праздники. Робот будет набирать и набирать номер, пока кто-либо не ответит.

- Эта новая мера не исключает уже известных способов извещения граждан - направление повестки с уведомлением о вручении телеграммы, телефонограммы и так далее, - разъяснила корреспонденту "РГ" начальник пресс-службы Федеральной службы судебных приставов Наталья Селиванова.

Не важно, прослушал человек текст до конца или нет. Стоит поднять трубку - и оператор зафиксирует успешное соединение. После этого будет считаться, что человек проинформирован. Поэтому бесполезно прятаться или говорить, что по телефону ответил малолетний ребенок, даже если это действительно так. По закону, приставам не нужна подпись от должника, что он в курсе своих проблем. После звонка у человека будет пять дней, чтобы расплатиться. В это время с него не возьмут даже исполнительский сбор - семь процентов от долга. Но к тем, кто опоздал, закон будет строг, хотя и, хочется верить, справедлив. С должника начнут взыскивать принудительно, у него могут арестовать имущество, ему могут ограничить выезд за рубеж.

Решение об автообзвоне Федеральной службой было принято после успешного эксперимента в управлениях ФССП России по Магаданской и Сахалинской областям. До этого такой практикой пользовались коллекторские агентства - специальные фирмы по сбору долгов. У них не обходилось без накладок.

- Со мной произошла одна ситуация. На мой домашний телефон обрушилась волна автоизвещений о том, что якобы по этому адресу кто-то должен круглую сумму денег банку, - сообщил "РГ" наш читатель Максим З. - Только после поездки в офис банка я понял ситуацию: один мой бывший знакомый, с которым я не виделся со школьной скамьи, оформлял кредит и дал дополнительный телефон, по которому с ним можно связаться. А служба безопасности даже не соизволила проверить, что по данному адресу такой человек никогда не проживал.

Правозащитники опасаются, что и приставы будут ошибаться номерами. Представляете, с какой радостью ни в чем не повинный человек получит звонок о мифическом долге? Сами судебные приставы успокаивают общественность, мол, у них все выверено.

- Подобных прецедентов у нас еще не было, - пояснила "РГ" Наталья Селиванова. - Все опасения по поводу ошибок связаны с неточным пониманием работы приставов. Исполнительное производство не появляется из ниоткуда. Нет, мы исполняем вступившие в силу судебные решения и постановления административных органов. Если к нам пришел исполнительный лист из суда, значит, был процесс, и должник, как правило, знает, какое вынесено решение. Административные органы тоже уведомляют гражданина о штрафе.

Кроме того, приставам в отличие от коллекторских агентств достаточно только одного успешного соединения.