Россия продолжает раздавать иностранным государствам и международным организациям деньги, которые сейчас крайне нужны ее собственной экономике.

Как стало известно, Россия увеличит к 2011 году объем помощи развивающимся странам в два раза – до 400-500 млн. долларов.

Заместитель министра финансов РФ Дмитрий Панкин напомнил, что в 2003-2005 годах объем ежегодной помощи РФ развивающимся странам составлял 50-60 млн. долларов, в 2007-2008 годах вырос до 210-220 млн. долларов. Эти средства выделяются через федеральный бюджет, сообщил информационный канал "Вести.RU".

"Мы будем выполнять все обязательства, которые Российская Федерация взяла на себя",- сказал Панкин, отметив, что выделяемых средств достаточно для решения тех задач и целей, которые ставит перед собой Россия.

Замминистра уверен, что выделяемые средства не приведут к большим потерям для российского бюджета и не скажутся негативно на финансовом состоянии страны. При этом, указал он, финансирование проектов помощи развивающимся странам очень важно для России как для участника "большой восьмерки", чтобы Россия могла иметь активный голос при обсуждении вопросов формирования мировой финансовой системы и системы безопасности.

"Если мы хотим, чтобы Россия имела свой голос при определении международных финансовых отношений, тогда за это нужно платить",- сказал Панкин. Он подчеркнул, что все страны, которые хотят принимать активное участие в международной жизни, финансируют цели развития, и Россию "не поймут, если она откажется от этого", сославшись на непростое финансовое положение в стране.

Замминистра подчеркнул, что усилия России в содействии международному развитию в основном сосредоточены на борьбе с распространением инфекционных заболеваний, энергетической бедностью, а также на укреплении кадрового потенциала в системе образования развивающихся стран.

Политика Минфина выглядела бы образцом гуманизма и милосердия, если бы не одно но. В условиях кризиса ведущие державы мира корректируют программы своих финансовых обязательств по отношению к другим странам. В России достаточно своих проблем, которые требуют безотлагательного решения. Вероятно, сейчас не самое лучшее время обещать финансовую поддержку "третьим" странам, даже при всей явной политической выгоде в будущем. Понятно, что долги – это инструменты большой политики. Но разве сейчас самое удачное время выступать в роли кредитора? Тем более, что зарубежные аналитики, в частности, представители Всемирного банка, предрекают, что России скоро сама будет вынуждена обращаться за кредитами в международные финансовые организации.

Кроме того, в очередной раз удивляет обстановка секретности, в которой Минфин продолжает раздавать деньги, пусть на этот раз не американским ипотечным компаниям, а самым "сирым и убогим". Но раз уж ведомство Алексей Кудрина снова решает раздать бюджетные (а значит, народные) средства, народ хотя бы должен знать, кому, сколько, на какой срок. А то создается впечатление, что из страны снова хотят увести миллионы долларов в неизвестном направлении. Особенно, если учесть, что долги развивающимся странам – это, как правило, темная и загадочная история, их редко возвращают.

Так нужно ли помогать развивающимся странам, учитывая особые кризисные обстоятельства? На вопрос обозревателя КМ ответил профессор дипломатической академии МИД России, доктор политических наук Игорь Панарин:

– Надо определиться, кому идут эти суммы – если идут в Латинскую Америку, то их, безусловно, надо увеличивать. Ситуация внутри нашей страны непростая. Но в силу того, что Россия претендует на роль великой державы, она должна заниматься такими вещами. Эта помощь укрепляет наше могущество, тем более, что суммы, о которых идет речь они не столь ощутимы для нашего бюджета.

Я сторонник того, что нам необходимо в еще больших объемах помогать, прежде всего, Бразилии, Венесуэле, Кубе, Никарагуа. То есть по максимуму укрепляться на латиноамериканском континенте, в зоне Карибского бассейна. Где брать эти деньги? Нужно как можно быстрее переходить на взаиморасчеты в рублях, тем самым отвязываться от финансового "титаника" – доллара, который утонет, считаю, уже в 2009 году. Взаиморасчеты в рублях – это ключевой вопрос для нашей экономики.

Вот мне не очень понятно, мы с Белоруссией перешли на взаиморасчеты за энергоносители в рублях. Ющенко просит уменьшить цену за газ, но в долларах. Почему же "Газпром" не перешел с Украиной на расчеты в рублях? Мы же таким образом получим необходимые ресурсы.

10 декабря принято очень важное решение о постепенном введении боливара – новой валюты для расчетов между странами Латинской Америки. То есть наша помощь странам региона должны исчисляться либо в рублях, либо в боливарах, для других регионов – в их национальной валюте. Но только не в долларах. Приведу такой пример. Япония, которая экономически доминирует в азиатско – тихоокеанском регионе дает свои кредиты странам АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии – прим. КМ) не в долларах, а в йенах, а потому на эти же йены страны АСЕАН покупают японские машины.

То есть, доллар в международных отношениях нам не нужен. Поэтому я бы перевел всю внешнеэкономическую помощь радикально в рубли. Например, мы даем Кубе кредит в размере один млрд рублей, на эти рубли они закупают наши "Волги" и УАЗы. Иными словами, мы и стране помогаем, и нашу экономику поднимаем.

Повторюсь – зачем нам предоставлять помощь в долларах, стимулируя экономику США за наш счет? Это нам невыгодно. Второй вариант помощи – товарами. Государство выделяет, например, УАЗу 2 млрд. рублей в виде госзаказа на производство автомобилей, а они потом идут в другие страны в виде помощи.

Другой, не менее важный, аспект – для обслуживания долгосрочных товарных и технологических поставок будут привлекаться наши же специалисты. То есть будут завязываться дружеские отношения на уровне простых людей. В странах будут создаваться российские центры – это тоже укрепление добрососедских взаимоотношений. Кроме того, таким образом, решается и проблема безработицы – мы начнем экспорт квалифицированное рабочей силы, которые будут это оборудование настраивать, обучать местных рабочих. То есть это экспорт не сезонных рабочих для уборки мандаринов и апельсинов, как, например, делает Украина, чьи граждане едут на сбор урожая в Италию и Испанию.

Сейчас очень удобный момент наладить наши отношения с той же Кубой. Кстати, можно, наконец, списать кубинский долг в размере 180 млн. долларов. Мне непонятно, почему мы этого до сих пор не сделали. Россия списала 10 миллиардов долларов Ираку, который 5 лет оккупирован США. А ведь в Ираке есть нефть. Почему он не отдал свой долг нефтью? Россия списала 11 млрд. долларов Афганистану, там тоже американские войска, в ближайшее время военный контингент США вырастет до 60 тысяч солдат и офицеров. То есть, мы снова финансируем США, а Кубе, с которой нас связывает историческая дружба, почему-то не можем списать долг.

То есть, подытоживая – помогать развивающимся странам обязательно нужно, но только помощь эта должна быть в национальной валюте. Таким образом, Россия укрепит свой положительный имидж, а также – поспособствует подъему национальной экономики.