Федеральная антимонопольная служба (ФАС) больше не намерена рассматривать ходатайства о заключении сделок без указания в документах конечных бенефициаров. Об этом заявил начальник управления контроля промышленности ФАС Алексей Ульянов.

Сегодня ведомство при отсутствии бенефициаров вынуждено по нескольку раз делать в компанию запрос, пояснил он. Более того, территориальные органы ФАС не всегда уделяют этому вопросу должное внимание. Больше такое, по словам Ульянова, происходить не будет. Если документы собраны не полностью или в них отсутствует информация о конечных бенефициарах, то ФАС согласно административному регламенту в течение 5 дней будет возвращать их обратно.

На вопрос, на каком основании антимонопольщики будут отказывать в ходатайстве при отсутствии бенефициаров, Алексей Ульянов рассказал, что оснований будет два - это ограничение конкуренции и недостоверная информация. Как заявил руководитель управления, это принципиальная позиция ведомства. В условиях кризиса ФАС не собирается упускать ни одной сделки и хочет четко понимать, кто реально за ней стоит, пояснил Ульянов. В дальнейшем обязательное раскрытие бенефициаров будет прописано законодательно. Соответствующие поправки уже подготовлены в рамках второго антимонопольного пакета, который в начале года будет рассмотрен правительством, рассказал Ульянов (первым антимонопольным пакетом в службе называют блок законопроектов 2006 года, в том числе действующий Закон "О защите конкуренции").

Как уже не раз писала "РБГ", второй антимонопольный пакет предполагает внесение изменений в законы о защите конкуренции, биржевой торговле, оперативно-разыскной деятельности, естественных монополиях, о недрах, в закон о концессионной деятельности, а также в Лесной, Земельный, Водный и Градостроительный кодексы. Кроме того, санкции за нарушение законодательства будут прописаны поправками в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях. Предлагаемые ФАС меры должны ужесточить антимонопольную политику и добавить полномочий этому ведомству. Новые инициативы ФАС вызвали волну споров и вопросов, причем как у представителей бизнеса, так и у представителей министерств и ведомств, и пока проходят стадию согласования. Многие инициативы ФАС, по мнению экспертов, в условиях кризиса не могут быть реализованы, по-хорошему ведомству надо сбавить обороты, считают эксперты.

Однако руководитель управления отметил, что правительство РФ поддерживает усиление антимонопольной политики на рынке. По мнению премьер-министра РФ, необходимо усилить антимонопольную политику, иначе последствия кризиса могут быть сильнее, сказал Ульянов.

Правда, совсем уж зажимать бизнес ФАС не собирается. Есть и хорошие новости для рынка. Ведомство, учитывая текущую экономическую ситуацию, будет снижать административные барьеры. В частности, принято решение о сокращении сроков рассмотрения ходатайств на совершение сделок с 90 дней, установленных законом о защите конкуренции, до 30 дней. Сроки рассмотрения ходатайств финансовых организаций будут составлять 5 дней. ФАС уже начала применять сокращенные сроки рассмотрения ходатайств в центральном аппарате и направила соответствующие письма с рекомендациями своим территориальным органам, рассказал Алексей Ульянов.

Напомним, что ранее ФАС рекомендовала территориальным антимонопольным органам учитывать изменения финансового положения компаний при решении вопроса о наложении "оборотных" штрафов. И при определении базовых размеров административных штрафов за нарушение антимонопольного законодательства, исчисляемых от суммы выручки компании за 2007 год, использовать коэффициент, понижающий в два раза рассчитываемый размер административного штрафа. При этом размер административного штрафа не может быть менее одного процента от суммы выручки товара, на рынке которого совершено правонарушение, за год предшествующий году выявления такого нарушения.

Помимо этого, ФАС предлагает увеличить пороговые значения активов и оборота компаний, при достижении которых необходимо получать согласие антимонопольного органа на совершение сделок с трех миллиардов рублей до семи миллиардов рублей. При этом пороговые значения по обороту компаний предлагается повысить с шести миллиардов рублей до десяти миллиардов рублей. Это предварительные цифры, сказал Ульянов, возможно, они будут увеличены.

Но самое интересное, ФАС выступила с предложением отменить "порог доминирования в 35 процентов рынка", который определяет круг компаний, способных с точки зрения закона на ограничение конкуренции. Служба считает, что определять порог доминирования надо не по доле, занимаемой компанией на рынке, а по розничному товарообороту, планку которого устанавливает правительство РФ. По мнению ФАС, положение компании может быть признано доминирующим, если одновременно соблюдаются три условия: хозяйствующий субъект имеет возможность в одностороннем порядке определять уровень цены, доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен и реализуемый товар не может быть заменен другим. Эксперты отмечают, что под такое определение "доминирования" может подпадать любая успешная компания на рынке вне зависимости от ее размера. Так что не понятно, в плюс или в минус расценивать новую инициативу ФАС.

Что же касается попытки заставить финансовые структуры раскрывать конечных собственников, то предпринимаются они давно, и не только ФАС. Сегодня большинство крупнейших российских профучастников зарегистрированы в офшорах. Раньше официально заставить компании раскрывать собственников было очень сложно: это вызвало противостояния между регулятором и участниками рынка, объясняют эксперты. Однако сейчас компании ослаблены и, скорее всего, не будут сопротивляться в надежде на господдержку, отмечают они. Стимулом к раскрытию информации будет желание получить доступ к рефинансированию в ЦБ или иным мерам государственной поддержки.