Комитет Госдумы по собственности рекомендовал принять в первом чтении законопроект о конкурсном оспаривании сделок должника при банкротстве. Изменения вносятся в базовый закон "О несостоятельности (банкротстве)" и закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и устанавливают основания для оспаривания сделок в деле о банкротстве.

Документом устанавливается, что оспаривание подозрительной сделки возможно на основании как объективного критерия - "неравноценность встречного исполнения", так и субъективного критерия - "намерение должника причинить вред кредиторам в их возможности получить удовлетворение своих требований за счет имущества должника".

Как говорится в пояснительной записке к документу, в международной правовой доктрине по вопросу конкурсного оспаривания сделок принято различать "подозрительные сделки" и "сделки с предпочтительным предоставлением". Институт оспаривания подозрительных сделок направлен на защиту "конкурсной массы", то есть всех кредиторов одновременно. Институт оспаривания сделок с предпочтительным предоставлением направлен на защиту интересов отдельного кредитора.

Законопроект уточняет основания признания недействительными сделок должника с предпочтительным предоставлением и корректирует "период подозрительности" для них.

Законопроектом уточняется перечень сделок, которые могут быть отнесены к сделкам с предпочтительным предоставлением. В частности, к ним предлагается отнести сделки, изменяющие очередность удовлетворения требований кредиторов, сделки, необоснованно предоставляющие в "период подозрительности" дополнительно обеспечение обязательств кредитора, сделки, приводящие к тому, что кредитор в момент совершения такой сделки может получить больше, чем получил бы в случае распределения имущества конкурсной массы при проведении конкурсного производства.

В документе устанавливается, что сделка может быть оспорена только арбитражным управляющим и лицами, прямо указанными в законе.

Кроме того, решается вопрос доказывания вины органов управления должника для их привлечения к субсидиарной имущественной ответственности. Устанавливается, что лицо, имеющее право давать обязательные для исполнения должником указания, обязано возместить убытки, если должник ненадлежащим образом исполнял обязанности по ведению и хранению документов бухгалтерского учета. Законопроектом устанавливаются процессуальные особенности рассмотрения судом требований о привлечении указанных лиц к ответственности. Детализируется понятие вреда и устанавливается презумпция намерения причинить вред в указанных выше случаях. При этом суд получает возможность рассмотреть вопрос о привлечении соответствующих лиц к имущественной ответственности до завершения конкурсного производства.