Эти данные привел президент Дмитрий Медведев на VII всероссийском съезде судей. По арбитражным делам статистика еще хуже. Президент винит в этом судебных приставов, которых наделили всеми полномочиями и ресурсами. Но радикальных изменений к лучшему пока нет. По мнению экспертов, проблема неисполнения судебных решений может усложниться в условиях финансового кризиса, когда возрастет число дел, связанных со взысканием долгов.

В большинстве своем арбитражные суды работают вхолостую. Но это не их вина. Две трети судебных решений не исполняется судебными приставами. Как правило, это касается дел, по которым ответчиком является фирма-однодневка либо с должника нечего взять. Говорит директор московского офиса компании "Такс Консалтинг Ю. Кей", Эдуард Савуляк: "Должник может мотивировать судебных приставов определенной суммой денег, чтобы они не спешили с описанием имущества. Коллеги мои сталкивались - это касалось крупного платежа по кредиту одного из банков. Был выписан исполнительный лист, но буквально за два дня промедления должник все активы перебросил на другую компанию. Банку было нечего взять".

Стоит получить судебный иск, как компания выводит активы, не дожидаясь исхода дела. На это требуется максимум 3 дня. Крупным должникам помогают банки, говорит Эдуард Савуляк: "Банк, чтобы не потерять своего клиента, открывает клиенту дополнительный счет, куда перебрасывает все деньги. Соответственно, приставу описывать нечего, и возможности арестовать новый счет нет, потому что у него еще нет об этом информации".

Судебные приставы проявляют оперативность, когда речь идет о взыскании долгов в пользу государства. В крупных корпоративных спорах помощь пристава, по некоторым данным, оценивается не в 7 % - это размер официального вознаграждения, а от 10 до 15 %. Но большая часть неисполненных судебных решений касается споров на небольшие суммы между малыми предприятиями.

Неразборчивость компаний в деловых связях - вот причина проблемы, заявил в эфире Business FM партнер адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Григорий Чернышев: "Для большинства участников бизнеса является нормальным заключить договор от имени организации, которая не имеет никакого имущества. Служба судебных приставов работает медленно - целый комплекс проблем - и винить только судебную систему неправильно, основные проблемы лежат в договорной дисциплине, в психологии участников гражданского оборота".

Судебные приставы занимаются розыском имущества должника, но это им не всегда удается, особенно, если активы выведены в оффшоры. К тому же юристы указывают на низкую квалификацию приставов. В 90-х годах долги "выбивали" бандиты, похоже, эта практика может вернуться. В условиях кризиса потребность в деньгах вырастает в разы, и кредиторы будут обращаться не к судебным приставам, а вспомнят так называемые "неправовые методы".