Руководители большинства ведущих российских компаний рассчитывают использовать последствия кризиса с пользой для своего бизнеса. К такому выводу пришли эксперты PricewaterhouseCoopers в результате недавно проведенного опроса топ-менеджеров 100 крупнейших российских компаний.

87% респондентов заявили о том, что уверены в росте своих доходов в трехлетней перспективе. Одновременно с этим полную или частичную неуверенность в такой перспективе высказали 10% из них. Для сравнения: в 2007 году соотношение было 93,5% уверенных против 4,9% неуверенных.

Что касается перспектив ближайшего будущего, то уверенность в росте бизнеса в течение года высказали примерно 50% опрошенных. «Очевидно, что в настоящее время ответственные лица компаний считают, что кризисные явления не окажут долгосрочного негативного воздействия на российский рынок», - говорится в обзоре по результатам исследования.

  • В поисках друзей и денег

Половина руководителей отмечают, что видят реальные возможности увеличить свои доли на существующем рынке в трехлетней перспективе. Упор на разработку новой продукции собираются делать 16% респондентов. Кроме того, топ-менеджеры отмечают, что возможное понижение цен и стоимости многих предприятий может стать стимулом к пересмотру условий контрактов, приобретению активов и консолидации отраслей. 13% опрошенных рассчитывают на рост благодаря совместным предприятиям и стратегическим альянсам. При этом из всех возможных альянсов сделки по слияниям и поглощениям они считают наименее предпочтительными (об их возможности говорили всего 8% респондентов).

Не пользуется сейчас популярностью у руководителей предприятий и стратегия расширения географии присутствия. В 2007 году об этом заявляли 16,4% из них, а в этом году - только 9%. Основной проблемой для развития предприятий на данном этапе руководители называют финансовые трудности. Кризис самым серьезным образом повлиял и на стратегии компаний, и на возможности финансирования планов. Но, несмотря на удорожание заемного капитала и возникшие сложности в обслуживании задолженностей, 50% респондентов завили о намерении развивать бизнес на заемные средства. При этом число руководителей, рассчитывающих на собственные средства компаний, составило 71%, несколько уменьшившись в сравнении с 2007 годом (78,7%). Возможность привлечения денег из государственных инвестиционных фондов не исключают для себя 22% руководителей. Частный или венчурный капитал рассчитывают привлечь 15%, продажу активов планируют 10%, а выход на фондовые рынки - 8% опрошенных топ-менеджеров.

  • Лечебные процедуры

Первой реакцией руководства российских компаний на разразившийся кризис стало замораживание новых проектов и срочное сокращение операционных и административных затрат, а также отказ от выхода на биржу. «Любопытно, что и в этот кризис сразу проявилось традиционное для российского бизнеса практически инстинктивное желание найти помощь у государства", - отмечает партнер Deloitte CIS Алексей Березной. За финансовой помощью к правительству в последнее время обращаются далеко не только те компании, которые находятся в тяжелом финансовом положении. Теперь, когда шок прошел, наступило время определяться со стратегиями поведения и оценить возможности для развития бизнеса, открывшиеся перед компаниями в свете кризиса. Их, как показал опрос PricewaterhouseCoopers, топ-менеджеры видят немало.

Однако пока руководители весьма обеспокоены вопросами оздоровления своих компаний. В связи с этим в годовой перспективе наиболее актуальной проблемой для них является необходимость сокращения затрат. 94% участников опроса намерены пересмотреть свои затраты на 2009 год.

О том, что кризис стимулирует сокращение издержек и избавление от непрофильных активов, заявили 54% респондентов. Первой по значимости мерой по сокращению затрат они назвали уменьшение объема потребляемых компанией материалов, работ и услуг. На втором месте в планах сокращения затрат у руководителей стоит сокращение персонала. 28% респондентов заявили, что планировали и будут сокращать персонал. 16% опрошенных сообщили, что не планировали, но вынуждены проводить сокращения рабочих мест. На третьем месте оказалась мера по сокращению закупочной деятельности, к ней прибегнут 21% участников опроса. Алексей Березной из Deloitte CIS отмечает, что на данном этапе многие руководители достаточно упрощенно подходят к вопросу оптимизации затрат. «Зачастую это работа сводится исключительно к сокращениям персонала, что негативно влияет на бизнес", - говорит он. Необходимо понимать, что грамотно выстроенная система сокращения затрата приводит к оптимизации бизнес-процессов на предприятии и позволяет избежать многих проблем в будущем. А у многих компаний они еще впереди. Например, нефтегазовые предприятия благодаря высоким ценам на нефть в первом квартале 2008 года только сейчас, после падения цен на энергоносители, начинают ощущать на себе кризис. Также только намечаются проблемы в секторе розничной торговли, который из-за сложностей с кредитованием не может развиваться с необходимым для себя запасом средств.