Правительство борется с кризисом. Вернее, как сейчас принято говорить, с проявлениями последствий мирового финансового кризиса в отечественной экономике. Однако вводимые меры почему-то дают не те результаты, на которые рассчитывали власти. Как следствие, на очередное совещание по данному вопросу приглашаются уже не только финансисты и банкиры, но и представители силовых структур.

На совещании по экономическим вопросам, проведенном в Белом доме 10 ноября 2008 года, у Председателя Правительства РФ Владимира Путина состоялся весьма неприятный разговор с банкирами. Последних обвинили в недобросовестном использовании госресурсов. Формально речь шла лишь о возможности такого использования, и конкретные имена не назывались, однако очевидно, что просто так подобные вопросы не ставятся. Да и приглашение на встречу Генерального прокурора и министра внутренних дел говорит само за себя.

Как заявил премьер, общая тенденция в последнее время состоит в сокращении объема операций, связанных с переводом активов в зарубежные банки. Тем не менее у банков — получателей государственных средств объем подобных операций возрос.

Таким образом, намек на то, что дополнительные госресурсы, выделенные на антикризисную поддержку российской банковской системы и российской экономики в целом, утекают за границу, дабы банки могли их использовать в собственных спекулятивных целях, был весьма прозрачен. В этой связи премьер поставил задачу исключить корпоративный эгоизм, коррупцию и злоупотребление и пообещал ввести надлежащий контроль не только со стороны финансовых властей, но и со стороны правоохранительных органов.

Но этот контроль присутствует и сегодня — банки и так работают в строгих рамках законов, инструкций и директив. И если бы конкретные кредитные организации действительно нарушили существующие нормы, в том числе при переводе денежных средств за рубеж, то, как легко предположить, общение их руководства с силовиками происходило бы уже не на нейтральной территории. Следовательно, банки вправе действовать так, как они действуют, и придраться к ним с точки зрения закона нельзя.

Сказанное подтверждают и слова Владимира Путина о том, что речь не может идти о каких-либо запретах со стороны государства в отношении легального движения капитала, в том числе и за границу. Это, по его мнению, вполне цивилизованная, законная финансовая операция, и ее запрет противоречил бы национальному законодательству. О чем же в таком случае идет речь? Видимо, о том, что правительству не нравится, как используются выделенные банкам госресурсы. Но разве подход «нравится/не нравится» имеет какое-либо отношение к рыночной экономике? Банки всегда будут действовать в собственных интересах, исходя из текущей экономической ситуации в отведенных законодательством рамках. Так, может быть, прежде, чем выделять им финансовые средства, следовало сначала продумать соответствующие правовые механизмы?

Так, например, утвержденный премьером на прошлой неделе план действий по оздоровлению экономики предусматривает поручение Минфину России, Минэкономразвития России и другим ведомствам разработать рекомендации коммерческим банкам, получившим вспоможение от государства, по изменению внутренних документов. В них теперь нужно будет отражать объемы кредитования оборонно-промышленного комплекса, сельского хозяйства, а также субъектов малого и среднего предпринимательства; фиксировать приоритетный порядок субсидирования таких отраслей, как автомобилестроение, сельхозмашиностроение, авиационные перевозки и жилищное строительство. Предполагается разработка закона, по которому в банки, получившие господдержку, в целях усиления контроля за работой их органов управления будет назначаться спецпредставитель от Банка России. Но все это в будущем, а пока?

Пока что глава Банка России Сергей Игнатьев будет искать «интересное» в балансах банков, как сообщает газета «Коммерсант», и выяснять причины увеличения зарубежных активов. Агентство «ПРАЙМ-ТАСС» также цитирует его слова об уже принятых «мягких» мерах – всем банкам была разослана рекомендация поддерживать остаток иностранных активов в течение ноября—декабря на уровне, не превышающем фактически сложившийся остаток в предшествующие три месяца. Выполнение этой рекомендации будет учитываться при определении лимитов по беззалоговому кредитованию и при рефинансировании банков.

О том, каковы будут «жесткие» действия властей, можно только догадываться. Ситуация требует от нас нестандартных мер, сказал премьер…