ВЦИОМ в очередной раз узнал у россиян, что они думают о кризисе. Опрос 1600 жителей 42 регионов огорчит либералов: больше половины граждан были бы рады национализации банков и крупных предприятий. Правда, при этом антикризисными мерами правительства россияне все равно недовольны.

Вопреки усилиям федеральных телеканалов жители России считают кризис не заокеанской чумой, а близкой реальностью: 44% граждан полагают, что он негативно повлияет на экономическую ситуацию в стране, 41% — что кризис ухудшит их личное материальное положение. Логику антикризисных мер правительства, при всей их запутанности, россияне в целом понимают и считают их как минимум неэффективными. Общий смысл отзывов: вместо того чтобы спасать страну, чиновники спасают свой бизнес, не думая о судьбах населения. Так, 56% опрошенных считают, что сдерживание роста цен важнее, чем спасение банков от банкротства (обратное мнение лишь у 23%), 79% полагают, что в кризисной ситуации было бы полезно ввести государственное регулирование цен. А 58% сограждан считают полезной национализацию крупных предприятий. Половина россиян (50%) полагает, что целесообразна была бы и национализация банков.

Приведенные цифры позволяют сделать два вывода. Первый: государству население верит больше, чем крупному бизнесу. Второй: вера в либеральную идею, то есть в приоритет личных свобод и частной инициативы над коллективными интересами, в России остается уделом узкого меньшинства. Впрочем, ни то ни другое новостью не является: патернализм русских общеизвестен.

Куда симптоматичнее тот факт, что большинство небогатых американцев тоже горячо приветствовали фактическую национализацию ипотечных монстров Fanni Mae и Freddi Mac. И дело не только в том, что от этого зависит их персональная пенсия. Население западных стран тоже недовольно «золотыми парашютами» подчас бестолковых топ-менеджеров и растущим расслоением — поздними плодами неолиберальной революции 80-х годов.

«Либерализм умер повсеместно, — считает президент организации «Общественный диалог» Татьяна Булах. — Призывая весь мир к либерализму, с декабря прошлого года в США заговорили о жестком протекционизме». И это логично. Неолиберализм предусматривает ограничение роли государства в период надувания финансовых «пузырей». Когда они лопаются, без государства не обойтись никому и нигде.