Как известно, на восстановление Цхинвала Россия выделила 10 млрд. рублей. 500 миллионов из них уже перевели в Осетию - но не в Южную, а в Северную, потому что в разрушенной войной республике пострадали и финансовая система, и банки. Поэтому деньги застряли во Владикавказе - аж на 10 дней - на счете казначейства Северной Осетии.
Их сначала хотели привезти в мешках, вместе с картошкой - как это делали когда-то, еще в 90-е годы в Чечне. Но тогда картошку довезли в целости и сохранности. А вот мешков с купюрами недосчитались, и сильно недосчитались.
Выручать 500 миллионов Степашин начал неделю назад, когда узнал об этом. Тогда сразу же по просьбе Счетной палаты были открыты корсчета, выстроена бюджетно-финансовая линия по маршруту Владикавказ - Цхинвал.
Для того чтобы убедиться, работает ли все это, Степашин вчера лично слетал в Южную Осетию, захватив с собой и спецкора «КП». Прошелся по банкам, встретился с финансистами...
- Деньги наконец-то пошли, - заметил Степашин. - Прежде всего в школы, детсады, по линии МЧС. Я встретился уже и с президентом Южной Осетии, и с прокурором, и с главой КГБ республики. И на базе Комитета госфинконтроля республики в ближайшее время создадим Счетную палату Южной Осетии. Здесь постоянно будет наша рабочая группа. Хоть это и суверенное государство, но 97% бюджета Южной Осетии - это российские деньги. Наша задача - чтобы все они пошли по назначению.
- Надеемся, российские аудиторы помогут нам сохранить каждую копейку, - сказал вчера «КП» президент Южной Осетии Эдуард Кокойты.
А уезжая с Северного Кавказа, Сергей Степашин выдал афоризм: «Для жуликов войны нет: застеклил, покрасил, потом сломал - деньги ушли. Я надеюсь, что эта традиция в Цхинвале не повторится и послевоенная разруха здесь будет быстро преодолена».