Все кредитные учреждения страны до 1 января 2009 года должны доукомплектовать свои кассовые подразделения счетно-сортировочными машинами с функцией распознавания не менее 4 машиночитаемых защитных признаков банкнот Банка России. Такое требование содержится в положении Банка России N 318-П "О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монет Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации", а вступило в силу с 1 сентября этого года.

Однако за первые дни осени у банков нашлось довольно много претензий к этому нормативному акту. По мнению банковского сообщества, чтобы выполнить поставленную задачу, кредитным учреждениям потребуется произвести во втором полугодии 2008 года значительные закупки нового кассового оборудования, причем эти затраты не предусмотрены в финансовых планах банков на 2008 год. Кроме того, банкиров интересует, ведется ли в настоящее время Банком России тестирование таких счетно-сортировочных машин и когда регулятор разместит на своем сайте информацию о результатах теста. Неясным остается и то, в состоянии ли производители требуемого оборудования (в основном зарубежные) обеспечить всю банковскую систему России до 1 января 2009 года необходимым количеством машин.

Объединив все возражения банкиров, Ассоциация российских банков обратилась в Банк России с просьбой отсрочить введение требований положения.

Поскольку их выполнение, по мнению экспертов АРБ, приведет к реальному снижению доступности банковских услуг в небольших населенных пунктах и сельской местности большинства субъектов РФ, модернизацию кассовых узлов кредитных учреждений следует проводить поэтапно - с 1 января 2009 года в Москве и Санкт-Петербурге, где в основном и выявляются фальшивые деньги, с 1 июля - в городах с населением более 500 тысяч человек и с 1 января 2010 года - на всей территории России.

Это, по мнению АРБ, позволит банкам приобретать счетно-кассовую технику постепенно, не создавая дефицита на рынке. "Возможно, стоит разрешить на переходный период использование банками с небольшим оборотом денежных средств раздельного оборудования: счетчиков для пересчета банкнот и детекторов для определения подлинности купюр, если в совокупности будет проверяться не менее 4 признаков подлинности банкнот", - предлагает ассоциация.

Между тем принцип "постепенности" противоречит самой логике новаций, направленных на повсеместную борьбу с фальшивомонетчиками. Если в документе так или иначе будут учтены предложения АРБ, то тем самым существующие ныне потоки фальшивых денег будут переориентированы на средние и мелкие населенные пункты страны. Ситуация усугубляется тем, что население небольших городов - самый активный "пользователь" купюрного ряда Банка России. Об этом свидетельствуют и результаты опроса граждан, проведенного в июне этого года в 44 регионах страны экспертами "Левада-центра" по заказу Банка России. Как выяснилось, жители городов с населением менее 100 тысяч человек превосходят и селян, и жителей крупных городов по степени "включенности" в наличный денежный оборот. И на сдачу купюры всех номиналов приходят к ним чаще, чем к остальным, и необходимость в банкнотах у них оценивается заметно выше, чем у других групп населения. Чем же "провинились" жители тысяч и тысяч маленьких городков страны, что модернизация кассовых узлов в местных банках должна, по логике АРБ, произойти лишь к 2010 году, позже, чем в целом по стране?

Возможно, и опасения банков по поводу роста издержек на "умные кассы" окажутся также преувеличенными: ведь от роста числа фальшивых денег в обороте сами банки уже сейчас несут немалые убытки.