Платежные терминалы все еще вне закона — рассмотрение его Госдумой отложено на осеннюю сессию. Зато заинтересованные стороны договорились, как нужно доработать проект. Обещают учесть интересы всех сторон: обезопасить пользователей терминалов и сохранить конкуренцию на рынке.

Госдума отказалась рассматривать на пленарном заседании в среду законопроект «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Его решили перенести на 19 сентября. Это означает, что рынок платежных терминалов в России еще какое-то время будет вне закона.

Пока платежи проходят без сбоев, мало кто из потребителей интересуется тем, как они регулируются. Однако осенью 2007 года этот вопрос стал волновать многих, поскольку над страною нависла угроза кризиса платежей. На грань катастрофы рынок поставило указание Центробанка № 1842-У, вступившее в силу 12 ноября 2007 года. Документ предписывал организациям, принимающим платежи, заключать договоры с банками, в которых открыты счета конечных получателей денег. До этого большинство владельцев терминалов использовало другую схему работы — агентские соглашения, заключаемые напрямую между ними и конечными получателями платежа.

Угрозу кризиса сняла устная договоренность о своего рода ненападении на терминалы между Минфином, Банком России и МВД. Глава Минфина Алексей Кудрин и руководитель Центробанка Сергей Игнатьев заверили, что агентские соглашения останутся в силе на основании Гражданского кодекса, и указание ЦБ их не отменяет. А начальник департамента экономической безопасности МВД Евгений Школов пообещал, что милиция не будет «предпринимать каких-либо карательных мер по отношению к предпринимателям, принимающим платежи, вплоть до устранения соответствующих недостатков нормативного регулирования». Пока платежи идут бесперебойно именно благодаря этим обещаниям.

«Законодательных оснований для работы терминалов нет, — отмечают в комитете Госдумы по финансовому рынку. — По сути, никто не дает гарантий клиенту, нет ни схемы регулирования работы, ни регулятора».

Законопроект, призванный внести ясность в работу терминалов, Резник обсудил во вторник с руководителями крупнейших банков, принимающих платежи населения — Германом Грефом (Сбербанк) и Михаилом Задорновым (ВТБ 24). «У нас есть концептуальная договоренность всех сторон и понимание того, что законопроект необходим, но также, что он требует доработки. Мы надеемся, что за оставшееся время необходимые изменения будут внесены в документ», — заявила директор управления общественных связей Сбербанка Ирина Кибина. «По результатам встречи мы пришли к главному выводу — и Греф, и Задорнов согласились с возможностью существования агентской схемы наряду с агентско-банковской», — рассказал Резник. То есть банки смирились с тем, что им не удастся прибрать к рукам этот растущий бизнес. По словам Резника, доля платежей через терминалы уже составляет 52% от всех платежей. Взамен банки выторговали обещание усилить контроль за деятельностью конкурентов.

«Чтобы достичь компромисса, мы договорились доработать законопроект в части регулирования деятельности терминалов, ввести надзор, ответственность за нарушение законодательства, ввести имущественную ответственность платежных агентов.

Мы легко уложимся в оставшиеся два месяца», — сказал Резник.

Закон, как отметил глава Комитета, получил одобрение и правительства, и Центробанка. Поэтому есть надежда, что он не встретит препятствий в дальнейшем и заработает в 2009 году. Дальше откладывать его появление, по словам Резника, просто опасно. «В настоящий момент существует коллизия законов. Есть гражданский кодекс, который позволяет совершать платежи через терминалы и специальное банковское законодательство, которое не позволяет. Правоохранительные органы, если захотят, могут привлекать владельцев терминалов к ответственности за незаконную деятельность. Они обещали этого не делать, но есть, например, еще Генпрокуратура», — объяснил Резник.