После майских праздников мясо может даже слегка подешеветь, заявил руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин на пресс-конференции в Москве. Но эксперт имел в виду оптовые цены. Розничные в России не снижаются никогда.

Причем радость по поводу возможного подешевления омрачают последние три недели: оптовые цены как раз выросли на 10-23 процента. По мнению Сергея Юшина, это связано со снижением завоза мяса в нашу страну. А наш мясной рынок на 40 процентов зависит от мяса, выращенного в других странах.

В тех странах, которые поставляют нам свою продукцию, идет борьба за более высокие цены. Сергей Юшин сообщил, что в Бразилии, например, сокращают поголовье крупного рогатого скота. А европейцы всерьез обсуждали неделю назад, не отменить ли им экспортные субсидии на мясо.

Наконец, китайцы в преддверии Олимпиады в Пекине фрахтуют много рефрижераторов, поэтому, возможно, импортное мясо в течение какого-то времени просто не на чем будет возить в Россию.

В этой ситуации мысль о том, что лучше бы нашей стране производить побольше мяса и поменьше зависеть от мировой конъюнктуры, уже не вызывает сомнений, кажется, ни у кого. Спор идет лишь о том, как это сделать. Недавно депутаты Госдумы обратились в правительство с предложением ограничить ввоз мяса в нашу страну. И, мол, если убрать импорт с рынка, цены вырастут, у животноводов появится прибыль, и они станут расширять производство и завалят прилавки мясом. Но это в теории.

На практике сейчас ситуация такова. Самые современные и эффективные отечественные производители курятины и свинины работают с предельно низкой рентабельностью. Остальные, а их большинство, уже подсчитывают убытки. Но поднять цены на свою продукцию животноводы не могут - сдерживает импорт. Но вот если его убрать...

Еще до парламентариев за разумное ограничение мясного импорта многократно выступал министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. Но, правда, без особого успеха. В последние годы ввоз чужого мяса растет энергичнее, чем собственное производство.

Кажется, однако, что деление животноводов на хороших и плохих быстро приведет к образованию на рынке олигополии - власти кучки крупных компаний, которые будут диктовать цены на свою продукцию. А искусственное снижение цен на зерно едва ли вызовет восторг и желание расширять производство у тех, кто его производит.

Этот замкнутый круг проблем придется, вероятно, решать уже новому правительству. Причем так, чтобы не пострадали ни производители, ни потребители.