С сентября стоимость подсолнечного масла на полках магазинов резко выросла. Почему так случилось и ждать ли снижения, рассказала агентству "Прайм" профессор базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы РЭУ им. Г.В. Плеханова Наталья Проданова.

Подсолнечное масло исторически является одним из основных продуктов потребительской корзины населения России. Однако в последние месяцы более 60 процентов произведенного в нашей стране “народного продукта” уходит на экспорт.

Дело в том, что мировые цены на него выросли на 11 процентов буквально за считанные недели. Это связано с ростом спроса на другое растительное масло – пальмовое. Его объемы сокращаются из-за погодных катаклизмов и общего тренда на старение пальмовых деревьев. Кроме того, растительные масла активно используются во многих странах в качестве биотоплива, что создает дополнительный дефицит и сокращает предложение на мировых торговых площадках.

При этом рынок масла – взаимозаменяемый. По технологии во многих случаях можно заменить один вид на другой. Поэтому изменения в одной категории неминуемо отражаются на остальных, объяснила Проданова. Как следствие, объемы в продаже сокращаются, а цены растут.

Повышение экспортной пошлины с ноября 2024 года должно в какой-то мере удержать производителей от продаж за рубеж и заставить переключиться на внутренний рынок. Это поможет стабилизировать цены, тем более текущий сельхозсезон не отличается высоким урожаем подсолнечника.