Со вступлением в силу Правил недискриминационного доступа к инфраструктуре РЖД нефтепродукты потеряют приоритет при перевозках. Отрасль прорабатывает возможные логистические риски при доставке таких грузов по железной дороге.
Приоритет нефтепродуктов при перевозке по железной дороге снизится со вступлением в силу обновленной редакции Правил недискриминационного доступа (ПНД) к инфраструктуре железнодорожного транспорта, которая была утверждена правительством 27 мая и будет использоваться с 1 сентября 2024 года.
В связи с этим вице-премьер Александр Новак по итогам совещания 28 мая (его протокол есть в распоряжении РБК; его подлинность подтвердил источник РБК, знакомый с документом) поручил Минэнерго и Федеральной антимонопольной службе (ФАС) проанализировать риски доставки нефтепродуктов. О результатах анализа и предлагаемых решениях главы ведомств — Сергей Цивилев и Максим Шаскольский — должны доложить на очередном совещании в правительстве.
Как менялся приоритет перевозки
Основные принципы очередности перевозки грузов и особенности рассмотрения заявок на транспортировку по состоянию на июнь 2024 года закреплены во временных правилах РЖД. Сейчас грузы перевозятся согласно очередности: например, сначала идут грузы, приоритетность которых определена федеральными законами; далее — грузы для обеспечения регионов, пострадавших от стихийных бедствий или для ликвидации военных действий. К наименьшему приоритету относятся, например, экспортные сырьевые неэнергетические грузы.
Весной этого года РЖД подняли нефтепродукты в так называемую третью очередь во временных правилах перевозки грузов. Такое решение объяснялось необходимостью удовлетворить потребности внутреннего рынка и обеспечить бесперебойный вывоз нефтепродуктов с НПЗ.
Повышения приоритета нефтяники добивались с начала 2023 года, когда крупнейшие НПЗ стали отмечать участившиеся отказы РЖД принимать нефтепродукты к перевозке на восток. Летом того же года Минэнерго предложило повысить класс приоритетности вывоза всех нефтегрузов в экспортном и внутреннем сообщении до четвертой очереди. В конце августа глава «Роснефти» Игорь Сечин обратился к президенту Владимиру Путину по вопросу сокращения поставок нефтеналивных грузов по железной дороге в восточном направлении. Он также предложил поручить правительству проработать новую методологию доступа к железнодорожной лимитирующей инфраструктуре, которая должна быть основана на принципе максимизации доходов бюджетной системы России, исключении приоритета угольных предприятий по отношению к отраслям с высокой добавленной стоимостью, приоритете всех грузов, вырабатываемых на предприятиях непрерывного цикла, в том числе занимающихся производством нефтеналива, нефтехимии, нефтяного кокса, серы, СУГ и т.д.
В начале марта 2024 года стало известно о том, что Минэнерго прорабатывает вопрос приоритизации нефтепродуктов по железной дороге. В итоге правительство поручило РЖД обеспечить «повышенный приоритет» вывоза нефтепродуктов во временных правилах.
Какие есть риски
ПНД «в целом» соответствуют временным правилам определения очередности грузов, пояснили РБК в пресс-службе РЖД. Однако сохранение третьей очереди для нефтепродуктов не предусмотрено документом. «В зависимости от того, какая после вступления ПНД в силу будет отправка — субсидируемая, внутренняя или экспортная, — она будет размещаться начиная с шестой очереди и ниже», — сказал представитель компании.
В третьей очереди перевозятся грузы по отдельным распоряжениям президента, на нефтепродукты при повышении их приоритета весной 2024 года такого документа не было. По словам представителя РЖД, при значительном объеме предъявляемых к транспортировке грузов из более высоких очередей (1-5) возможны ограничения отправки нефтепродуктов. Оценить конкретные объемы этих ограничений сейчас сложно.
По мнению Максима Худалова, главного стратега инвестиционной компании «Вектор Икс», при снижении приоритета на Дальнем Востоке возможны «перебои» с доставкой топлива — мощностей действующих в регионе НПЗ может не хватить для удовлетворения спроса на нефтепродукты.
«В этой связи смена приоритета перевозки нефтяных грузов может стать неприятным сюрпризом для автомобилистов и АЗС», — говорит эксперт. Либо, полагает он, последним придется заранее планировать загрузку мощностей и, соответственно, «морозить» значительные финансовые ресурсы (по действующим ставкам) для обеспечения запаса топлива для потребителей.
Поставки нефтепродуктов на экспорт в восточном направлении могут сократиться с учетом того, что грузоотправители, расположенные западнее, в условиях высокой загрузки инфраструктуры, замедления работы сети и необходимости выполнения соглашений РЖД на вывоз угля, обеспечения внутренних поставок не смогут отправить свой груз, рассуждает Александр Слободяник, руководитель аналитических проектов Rollingstock Agency. По его данным, в 2023 году в направлении Приморского и Хабаровского края экспортировано 7,1 млн т, из которых 40% отправлено из Хабаровского края (-17,9% к уровню 2022 года), а 38% (+4,6%) и 16% (+34,1%) — из Иркутской области и Красноярского края соответственно.
«Теоретически эти, расположенные западнее, субъекты могут быть в группе риска», — заключает эксперт.
РБК направил запросы в пресс-службы Минэнерго, ФАС и Минтранса, а также обратился за комментариями к представителям «Татнефти», «Газпром нефти», НОВАТЭКа, ЛУКОЙЛа, «Сургутнефтегаза», «Роснефти».