В Госдуму внесен большой законопроект о регулировании деятельности маркетплейсов в России
© anekdotov.net

В настоящее время в отсутствие законодательных требований агрегаторы могут позволить себе определенный произвол в отношении продавцов, при этом не несут ответственности ни за достоверность информации, ни за качество товаров, отмечают авторы проекта.

В Госдуму внесен законопроект с поправками в закон о регулировании торговой деятельности. Проект направлен на установление правил игры для онлайн-платформ, которые как в действующем законодательстве, так и в законопроекте названы агрегаторами информации о товарах. Это платформы, через которые размещается информация о товарах от различных продавцов и совершаются сделки по продаже (568223-8). Авторами являются депутат и сенатор, правительственного отзыва в пакете документов, внесенных вместе с законопроектом, нет.

Такие агрегаторы стремительно развиваются, при этом становятся важными каналами продаж как непродовольственных, так и продовольственных товаров, в том числе, социально значимых, указали авторы. При этом законодательно такая деятельность не регулируется, а то, что есть (например, регулирование отношений между супермаркетами и поставщиками) к данной сфере неприменимо.

Следовательно, у маркетплейсов "развязаны руки", что может приводить к определённому произволу с их стороны, например, к установлению каких-либо условий, ущемляющих права продавцов либо пунктов выдачи. В том числе, не запрещено одностороннее изменение условий работы, в том числе, в худшую для контрагентов сторону, наложение чересчур строгих санкций, введение для продавцов каких-либо ограничений.

Отсутствие регулирования может привести к ценовым нарушениям, отметили также авторы законопроекта. При этом владельцы агрегаторов не несут никакой ответственности ни за достоверность информации о товарах, ни за их качество, ни за соблюдение продавцами прав потребителя. Также неизвестно, как следует регулировать споры, возникающие между продавцами и агрегаторами.

Законопроект, как указали авторы, восполняет пробел в регулировании основ деятельности агрегаторов, вводит гарантии защиты прав и интересов участников оборота, предусматривает меры обеспечения прозрачности и подконтрольности данной деятельности.

Проект устанавливает существенные условия договоров, которые заключает агрегаторы. Водится обязанность агрегатора проверять (идентифицировать) продавцов и владельцев пункта выдачи, публиковать данные сведения, а также  договора с указанными контрагентами.

Для агрегаторов, которые охватывают более 20% рынка, вводятся также специальные требования, например, запрет включать в  договор условия, ограничивающие конкуренцию, в том числе, условия о запрете заключать договор с владельцами других агрегаторов. Также будет запрещено включать в договор условия о ценовом паритете, дискриминационные условия реализации, навязывание невыгодных условий поставщикам и пунктам выдачи.

Для таких агрегаторов водится обязанность уведомлять об изменении договора, ухудшающем положение продавцов или пунктов выдачи, за 30 дней до вступления в силу таких изменений. Также водится запрет на различного рода выплаты, которые не являются стоимостью услуг или мерами ответственности, то есть – запрет на плату за так называемое "место на полке", если сравнивать ситуацию с обычными супермаркетами. Вводится ограничение совокупной стоимости всех услуг, оказываемых владельцем агрегатора, – она не может превышать 10% от общей стоимости товара, в отношении которого услуги оказаны, а также ограничивается совокупный размер всех неустоек.

Кроме того, законопроект назначает уполномоченный орган по госконтролю за деятельностью агрегаторов, это будет ФАС. Водятся также и другие нормы госрегулирования данной сферы.

Ранее – в сентябре прошлого года – вносился другой законопроект с похожими предпосылками (445923-8). Авторами выступили депутаты одной из фракций. С октября тот проект находится в Госдуме без движения. Правительственных отзывов нет ни на тот, ни на новый проекты. Проблемы, которые озвучили авторы нового законопроекта, в пояснительной записке предыдущего также приводятся, причем, со ссылкой на мониторинг Минпромторга. По объему "старый" проект в два с лишним раза меньше нового.