Комитет предлагает принять законопроект в первом чтении. Помимо выделения штрафов за спам-звонки из общего состава "рекламных" нарушений в отдельный состав, законопроект также повышает штрафы за ненадлежащую рекламу кредитов и вводит штрафы за такие же действия в отношении микрозаймов.
Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству рассмотрел законопроект с поправками в статью 14.3 КоАП, посвящённую нарушениям законодательства о рекламе.
Сейчас нет отдельного наказания за спам-звонки. Они подпадают под общий состав, предусмотренный первой частью указанной статьи – нарушение законодательства о рекламе, кроме предусмотренных другими частями данной статьи. По первой части для юрлиц предусмотрен штраф от 100 до 500 тысяч рублей.
Не давали согласия – пугайте штрафом
Законопроектом вводится новый пункт 4.1 – нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи. То есть – нарушение требований, предъявляемым к различного рода обзвонам потенциальных клиентов. По закону о рекламе её распространение таким способом допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата. Если рекламораспространитель не докажет наличие такого согласия, то реклама признаётся распространённой без согласия абонента, а значит – с нарушением.
Иными словами, если у организации, которая инициирует обзвон, нет письменного документа, свидетельствующего о согласии абонентов, фирма автоматически является нарушителем и подпадает под действие нового штрафа. Поскольку невозможно получить письменные согласия от значительной массы людей, любые обзвоны по базам заведомо противозаконны. Так что после принятия законопроекта звонящих будет чем припугнуть.
Кроме того, не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств автоматического набора номеров, то есть, запрещены звонки, которые делаются роботом без участия человека. Соответственно, лица, которые используют этот метод, также подпадут под новый штраф.
Размер штрафа предлагается установить таким: для юрлиц от 300 тысяч до 1 млн рублей, для должностных лиц – от 20 до 100 тысяч рублей и для граждан – от 10 до 20 тысяч. В своём заключении комитет отметил, что проблема спам-звонков действительно назрела, и рост количества указанных правонарушений необходимо пресекать.
Приукрашенный кредит
Законопроект также корректирует пункт 6 указанной статьи 14.3 КоАП, касающийся рекламы кредитов. Сейчас ответственность установлена только для кредитных организаций. Составом же является распространение усечённой информации – содержащей только одно условие, влияющее на стоимость кредита, без озвучивания всех остальных факторов, определяющих полную стоимость кредита. Законопроект подводит под этот состав также микрофинансовые организации – они тоже будут отвечать по этой статье.
Повышаются и сами штрафы за такое нарушение. Сейчас предел для юрлиц – 800 тысяч рублей. Законопроектом предлагается пределы всех штрафов по этому составу увеличить в два раза. То есть, организациям будут грозить штрафы от 600 тысяч до 1,6 млн рублей, а должностным лицам – от 40 до 100 тысяч рублей.
Рассмотрение законопроекта Госдумой в первом чтении может состояться уже сегодня – 30 ноября. Российское правительство законопроект также поддерживает (хотя он и был внесён ранее Брянской областной думой – инициативы "с мест" находят поддержку довольно редко). У кабмина к проекту имеются некоторые замечания юридического характера, которые будут, скорее всего, устранены ко второму чтению.