Доходы компаний от роста тарифов на газ будут изъяты в бюджет через повышение НДПИ. Такое мнение высказал доцент Финансового университета при правительстве России Леонид Крутаков в авторской колонке издания «Ведомости», комментируя поддержанный Госдумой в первом чтении законопроект Минфина о дополнительном росте НДПИ на газ с 1 августа 2024 года до конца 2026 года в связи с индексацией тарифов на газ.

Эксперт отмечает, что индексация газовых цен планировалась, чтобы компенсировать упущенную выгоду производителей газа от роста налоговой нагрузки, хотя Минфин определил ее в дополнительные доходы поставщиков газа. Теперь же министерство планирует дополнительно увеличить нагрузку и изъять больше, чем дает индексация, считает эксперт.

Он отмечает, что рост оптовых цен на газ для промышленности заложен как плановый в прогнозе социально-экономического развития России. С 1 декабря 2023 года газовые цены будут индексированы на 10 процентов, с июля 2024 года — на 11,2 процента, в 2025 году — на 8,2 процента.

«Весьма любопытно выглядит официальное обоснование плановой индексации — для формирования у производителей газа доходов, необходимых для покрытия дополнительного роста налоговой нагрузки в 2024 году. Понимаю, что это сложно (практически невозможно) объяснить, но я попробую. Получается, изначально индексация газовых цен планировалась, чтобы компенсировать убытки производителей газа от роста налоговой нагрузки. А теперь Минфин планирует дополнительно увеличить нагрузку и изъять больше, чем дает индексация», — говорит Леонид Крутаков.

В формулу формирования газового НДПИ с января этого года введен коэффициент ККГ, который нужен для того, чтобы при росте цен на газ НДПИ индексировался автоматически, согласно арифметической формуле. Увеличение коэффициента ведет не просто к изъятию определенных излишков, а к росту пропорции изъятия, считает эксперт. Он ведет к росту общей налоговой нагрузки на производителей газа, уверен он.

«Если называть вещи своими именами, то следует признать, что Минфин повышает налоговую нагрузку на газовую отрасль с диспаритетным ее переносом на независимых производителей газа. Помимо всего выше сказанного, повышение НДПИ сделает поставки газа на предприятия электроэнергетики и ЖКХ неэффективными, так как они выведены из-под действия новшества Минфина. Это создаст механизм перекрестного субсидирования энергетиков за счет газовщиков», — поясняет Леонид Крутаков.

Разбалансировка рынка спровоцирует возникновение искусственного дефицита газа для социально значимых отраслей, отметил он.

«После всех этих нагромождений остаются немаловажные вопросы. С какой целью Минфин затеял эту комбинацию? Какие задачи решаются с помощью создания петли инфляционного разгона? В чем здесь интерес страны и ее граждан (интерес Минфина понятен)? Выступая на заседании думского комитета, Сазанов заверил парламентариев, что все вновь изымаемые (у потребителей) средства пойдут «абсолютно умышленно целевым образом на определенные нужды». Правда, когда заместителя министра попросили назвать конкретные нужды, он сделать это отказался, сославшись на открытый формат слушаний», — отметил экономист.

Он напомнил, что некоторое время назад Минфин уже подступался к фискальной регулировке ТЭК, когда снизил демпферные выплаты нефтяным компаниям, которые компенсировали их потери от роста экспортных цен.

«Закончился опыт чудовищным скачком топливных цен на внутреннем рынке. Вмешиваться в ситуацию пришлось и президенту, и премьеру. Теперь нечто подобное Минфин собирается проделать с внутренними ценами на газ, рост которых оплатят как производители газа, так и его потребители. Это игра даже не с нулевой суммой, а с отрицательной», — заявил эксперт.

По его мнению, бюджет от таких действий действительно пополнится, но краткосрочно, в долгосрочной же перспективе промышленный рост, как и рост налоговых поступлений грозит затормозиться.