Банки и маркетплейсы выступили с критикой законопроекта ЦБ, направленного на создание новых игроков на российском платежном рынке. Об этом пишет РБК со ссылкой на письмо Ассоциации банков России (АБР), направленное в Минфин, Минцифры и Минэкономразвития, и письмо Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), направленное в ЦБ, Минфин и Минэкономразвития. В ЦБ изданию сообщили, что получили обращение и рассмотрят его.

Речь идет о законопроекте, который ЦБ разработал еще в прошлом году. Согласно ему, услуги по приему платежей смогут оказывать не только банки, но и финтех-компании, брокеры, страховые компании, микрофинансовые организации, негосударственные пенсионные фонды, ломбарды и другие нефинансовые и некредитные финансовые организации.

Предполагается создание реестра небанковских поставщиков платежных услуг (НППУ), надзор за которыми будет осуществлять ЦБ. НППУ с капиталом от 5 млн рублей смогут инициировать денежные переводы по поручению клиентов, а игроки с капиталом от 50 млн рублей смогут также проводить платежи с открытием электронных кошельков. «Бизнес получает возможность создавать собственные платежные сервисы, интегрируя их в предоставляемые клиентам услуги, тем самым сокращая свои издержки на платежи», — описал инициативу представитель ЦБ.

В АБР предупредили, что появление новых игроков грозит снижением качества услуг по переводу денег и темпов развития рынка электронной торговли и может привести к нарушению прав граждан и организаций. Банки работают в рамках 115-ФЗ для борьбы с отмыванием средств и имеют систему оценки рисков для их предотвращения, у новых же игроков такого опыта нет, заявил начальник правового управления АБР Сергей Клименко. «Это потребует создания дополнительных рабочих мест и появления новых расходов для них. Затраты в итоге будут переложены на клиентов», — уверен он.

Кроме того, возможность переводить средства от физических и юридических лиц на счета юрлиц на платформе НППУ без участия банков создает «риски обналичивания средств»: у компаний появится возможность заводить средства на счет, переводить их между счетами и затем обналичивать в обход антиотмывочных мер банков, пояснил Клименко.

По его мнению, новыми правилами также смогут воспользоваться мошенники. «Например, они будут звонить клиентам якобы от банка, говорить, что кто-то оформил покупку товара в интернет-магазине, и просить подтвердить списание средств. Если клиент не подтверждает эту операцию, то мошенники предложат ему «спасти» свои деньги переводом на «безопасный» счет, который на самом деле принадлежит злоумышленникам», — отметил он.

В АКИТ опасаются, что при формулировках, которые содержатся в законопроекте, под новое регулирование могут попасть расчеты маркетплейсов с поставщиками товаров и услуг. В таком случае им придется получать статус НППУ и агрегировать средства на счете в ЦБ, что приведет к сегрегации активов и снижению доступности заемного капитала для развития бизнеса, указали в ассоциации. «Таким образом, выход на рынок электронной коммерции новых участников будет серьезно ограничен не только необходимостью получения статуса НППУ, но и потребностью в капитале для поддержания и развития бизнеса», — предупредили в АКИТ.

Там добавили, что затраты на получение статуса НППУ приведут к сокращению поддержки малого и среднего бизнеса и росту расходов продавцов, а отказ от возможности оплаты на сервисах приведет к перетоку продавцов и исполнителей на нелегальный рынок. Источник РБК на рынке онлайн-торговли добавил, что в случае принятия текущей версии законопроекта маркетплейсам придется менять бизнес-модель. «Высока вероятность, что онлайн-площадкам будет проще отключить проведение платежей пользователей через них. А значит, пользователям придется платить или наличными, или переводить исполнителям средства на карту», — отметил он.

Опасения банков очевидны, поскольку появление новых игроков на платежном рынке приведет к рост конкуренции, отметила в беседе с изданием директор практики по оказанию консультационных услуг компаниям финансового сектора Kept Ольга Бледнова. Однако проблемы с качеством услуг, о которых предупреждают игроки, скорее всего, будут нейтрализованы самой конкуренцией, так как потребитель будет выбирать наиболее удобный и выгодный сервис, отметила она.