Счетная палата оценила эффективность такой меры поддержки, как соцконтракт.
Счетная палата проанализировала результативность и востребованность соцконтракта (СК) и сделала вывод о его эффективности и положительном влиянии на снижение бедности в стране.
«Социальный контракт высоко востребован населением, способен активно вовлекать малоимущих граждан в легальную экономическую деятельность и нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании. При ежегодном финансировании из консолидированного бюджета в объеме 32 млрд рублей (в среднем) черту бедности с помощью соцконтракта преодолевают более 24% малоимущих граждан – участников программы», – сообщил аудитор Сергей Штогрин.
С 2021 года социальный контракт применяется в 84 регионах. На финансирование программы в 2021-2022 годах направлено 63,2 млрд рублей, в том числе 51,6 млрд рублей из федерального бюджета. За счет этих средств заключено более 558 тысяч соцконтрактов и оказана социальная помощь малоимущим гражданам и членам их семей. После завершения соцконтракта в 2021 году доходы в среднем повысились у 52,5% участников программы, в 2022 году – у 66%. У 22,5% участников программы в 2021 году и у 25% в 2022 году среднедушевой доход превысил границы бедности.
Анализ показал, что самым распространенным и востребованным направлением реализации соцконтракта является поиск работы. В 2021-2022 годах доля таких СК составляла 39% от общего количества соцконтрактов, их заключили с 220 тысяч граждан. Через три месяца после завершения СК продолжили работать 89% его участников, через год – 84%. При этом 60% из них трудятся на тех рабочих местах, на которые они трудоустроились с помощью соцконтракта. «За два года доходы повысились в среднем у 66% малоимущих граждан, заключивших социальные контракты на поиск работы, и членов их семей (от 16 до 100% в разных регионах), у 28% – среднедушевые доходы семьи превысили размер прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации (от 10 до 85%), – констатировал аудитор. – Более высокие показатели фиксируются в Ивановской и Саратовской областях, Республике Удмуртия. В лидерах у нас Республика Алтай, Республика Татарстан и Пензенская область».
Второе по востребованности направление – развитие индивидуальной предпринимательской деятельности. За 2021-2022 годы по этому направлению заключено 156 тысяч СК (28%). Доля участников, у которых по результатам реализации СК повысились доходы, составила в среднем 71% (от 17 до 100% в разных регионах). У 37% среднедушевой доход семьи превысил региональный размер прожиточного минимума (от 11 до 76%).
«В среднем 38% граждан, заключивших СК по этому направлению, вышли из бедности. В Саратовской и Ивановской областях этот показатель ниже, а в Республике Удмуртия – выше. Лидером является Нижегородская область», – сообщил Сергей Штогрин.
В сельской местности наиболее востребован соцконтракт на развитие личного подсобного хозяйства. За два года заключено 57 тыс. таких СК (10% от общего количества). После завершения их реализации продолжили вести личное подсобное хозяйство 86-89% участников. При этом Счетная палата отметила, что ряд граждан, которые заключили социальные контракты по этому направлению, нуждаются в содействии при организации и ведении личного подсобного хозяйства, в том числе по сбыту произведенной продукции.
Последнее по популярности направление – заключение соцконтракта в связи с трудной жизненной ситуацией. Всего за прошедшие два года их было заключено 125 тысяч (22%). При этом в 2022 году доля таких СК снизилась с 27% (в 2021 году) до 17%.
В ходе анализа Счетная палата обратила внимание, что в большинстве регионов оказание материальной помощи по этому направлению не предусматривает разработку эффективных программ социальной адаптации, направленных на стабильное повышение доходов. «Единственный пример – это Саратовская область. В этом регионе в каждом контракте записываются меры, которые должен предпринять гражданин с тем, чтобы повысить свои доходы», – подчеркнул аудитор.
Одна из основных проблем в реализации соцконтракта, отмеченных Счетной палатой в ходе анализа, связана с финансированием этой меры поддержки. Поскольку она имеет заявительный характер, предугадать, сколько человек придет за контрактами, очень трудно, в связи с чем выделенных средств может не хватать. «По мнению Счетной палаты, механизмы планирования финансовых ресурсов на реализацию соцконтракта нуждаются в дополнительной проработке для исключения случаев, когда гражданин не может получить социальную помощь из-за того, что лимиты, предусмотренные на соответствующий год по выбранному направлению, исчерпаны», – отметил аудитор.
Другая проблема – недостаточная квалификация работников социальной службы, которые помогают гражданам в заключении СК на индивидуальную предпринимательскую деятельность и ведение личного подсобного хозяйства. Например, они не всегда могут оценить и скорректировать представляемые гражданами бизнес-планы, а также дать оценку конкурентной среды и потребительского спроса при выборе вида предпринимательской деятельности.
Также выявлены недостатки в организации мониторинга условий жизни граждан после окончания срока действия соцконтракта. Сейчас такой контроль проводится ежемесячно, на его основе органы соцзащиты принимают решение о целесообразности заключения с гражданином нового соцконтракта. При этом полученные результаты не используются для оценки эффективности реализации программ социальной адаптации и обеспечения устойчивости участников СК. Кроме того, проведение мониторинга достаточно трудозатратно для соцработников и зачастую ведется формально. В качестве рекомендации Счетная палата предложила упростить эту процедуру, в том числе за счет сокращения ее периодичности и применения современных методов контроля.