СП проанализировала систему полномочий в сфере теплоснабжения и выявила ряд недостатков. Среди них – недостаточное нормативное регулирование, сложная структура управления, отсутствие единых подходов и уполномоченного органа власти, отвечающего за координацию этой работы.

В сфере теплоснабжения сформировалась сложная иерархическая структура полномочий, в которой задействованы все уровни публичной власти, отметила аудитор Счетной палаты Наталья Трунова.

Каждый орган власти отвечает за какой-либо отдельный сектор сферы. При этом федеральный орган исполнительный власти, который координировал бы деятельность всех участников, нормативно не определен".

Так, полномочие по утверждению схем теплоснабжения поселений и городских округов закреплено за органами местного самоуправления, а установление тарифов относится к полномочиям федеральных и региональных органов власти. В результате схемы теплоснабжения не увязаны с финансовой частью инвестпроектов, хотя их финансирование зависит от величины тарифа.

Кроме того, муниципалитеты должны обеспечивать надежное теплоснабжение населения. Но состав мероприятий не определен и единых подходов нет.

Среди других проблем, отмеченных Счетной палатой, – отсутствие агрегированной информации о техническом состоянии коммунальной инфраструктуры, основанной на объективных источниках данных, в том числе автоматизированных средствах контроля. "Используемые данные об износе основных фондов отражают только бухгалтерскую информацию об уровне их амортизации, а не фактическое техническое состояние", – констатировала аудитор.

Существующая практика ежегодного утверждения предельных индексов изменения размера платы за коммунальные услуги приводит к низкой предсказуемости доходов будущих периодов для теплоснабжающих предприятий, также отметили в СП. "Краткосрочная тарифная политика способствует росту бюджетных расходов на субсидирование сектора в части предоставления субсидий из региональных бюджетов ресурсоснабжающим организациям на компенсацию разницы между экономически обоснованным тарифом на тепловую энергию и установленным тарифом для населения", – считает Наталья Трунова.

Кроме того, устанавливаемые на федеральном уровне предельные индексы требуют аналитической оценки способности домохозяйств оплачивать жилищно-коммунальные услуги. Методика проведения такой оценки отсутствует. Поэтому СП рекомендовала разработать такую методику. Эта оценка должна использоваться в том числе для определения максимально возможных предельных индексов.

"Нормативное утверждение такой методики позволит иметь объективную информацию о возможности повышения тарифов на коммунальные услуги для населения без серьезных социальных последствий с учетом территориальной специфики регионов и муниципальных образований", – отметила аудитор.

Счетная палата предложила определить федеральный орган власти, отвечающий за координацию деятельности в сфере теплоснабжения, а также рассмотреть вопрос об установлении предельных индексов на долгосрочный период (не менее трех лет) с возможностью их корректировки с учетом инфляции и потребности регионов в развитии и повышении эффективности коммунальной инфраструктуры.