Около 45% микропредприятий отметили сокращение выручки в 2022 году по сравнению с предыдущим годом. Об этом в пятницу пишут "Известия" со ссылкой на результаты опроса Промсвязьбанка (ПСБ), бизнес-объединения "Опора России" и агентства Magram market research.

В исследовании отмечается, что 42% микропредприятий сообщили о сокращении выручки, 18% – об ее увеличении, оставшиеся 40% – о сохранении показателя на уровне 2021 года. С сокращением доходов столкнулась треть малых предприятий и четверть средних.

В Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) сообщили, что основной причиной уменьшения выручки является снижение спроса на товары. В "Опоре России" напомнили, что спрос рухнул в марте 2020 года с началом пандемии COVID-19, после чего он восстановился почти до прежнего уровня в 2021 году. Однако в 2022 году спрос снова начал сокращаться в том числе из-за новых волн коронавируса и последующих за началом спецоперации санкций, разъяснили в деловом объединении.

Член генсовета "Деловой России", гендиректор First investonomika Алексей Порошин среди причин сокращения выручки отметил экономическую неопределенность, усложнение финансовых и логистических цепочек, а также нехватку кадров на фоне частичной мобилизации. По его словам, особенно снизилось число компаний из сектора малого и микробизнеса, их стало меньше на 33 тыс.

При этом в "Опоре России" подчеркнули, что общее количество субъектов МСП за прошлый год увеличилось на 2,1% и составило почти 6 млн. По данным организации, больше всего их число выросло в Калмыкии (+20,9%), Чечне (+12,2%), Ингушетии (+11,8%), Тыве (+7,9%) и Москве (+7%).

В то же время, как отметил генеральный директор Корпорации МСП Александр Исаевич, по данным аналитики цифровой платформы МСП.РФ, доходы малого и среднего бизнеса в 2022-м составили 21,6 трлн рублей и увеличились на 10% по сравнению с прошлым годом. Так, на первом месте по объему выручки торговля, на втором – деятельность гостиниц и общественного питания.