Потребитель не даёт персональные данные: за отказ в оказании услуги введут штраф
© anekdotov.net

Неоказание услуги или отказ в продаже товара обойдутся в 30-50 тысяч. Кроме, разумеется, тех случаев, когда персданные необходимы в силу закона или для исполнения договора.

В КоАП впишут новый штраф – дополнят статью 14.8 КоАП, посвященную нарушениям иных прав потребителей. Сейчас там есть штрафы, например, за дискриминацию потребителя по возрасту или состоянию здоровья (кроме ограничений, установленных законом), за невозможность провести расчеты наличными или по карте "Мир" (если магазин обязан ее принимать), ущемление прав потребителя, нарушение его права на необходимую информацию.

Новая часть указанной статьи будет предусматривать штраф за отказ в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора с потребителем, если тот отказывается предоставить персональные данные. Исключение будут составлять случаи, когда потребитель обязан выдать такие сведения в силу закона, или если предоставление персданных необходимо для исполнения договора – в таких ситуациях штрафа, конечно же, не будет.

Штраф для юрлиц будет в диапазоне от 30 до 50 тысяч рублей, для должностных лиц – 5-10 тысяч. Законопроект об этом внесен в Госдуму российским правительством (№ 1184517-7). Планируется, что новый штраф начнет действовать с 1 марта 2022 года.

В пояснительной записке говорится, что потребители часто жалуются в Роспотребнадзор на избыточные требования продавцов о предоставлении персданных – в объеме большем, чем необходимо для оказания услуги или продажи товара. При этом ведомство также выявляет случаи, когда "рыба" согласия на обработку персданных не соответствует требованиям закона. И еще находят "нарушение права потребителя на свободный доступ к товарам (работам, услугам) путем его ограничения на свободное распоряжение своими персональными данными".

Все это происходит на фоне отсутствия законодательных органичений на необоснованный запрос персданных (такое ограничение теперь планируется ввести в закон о защите прав потребителей отдельным законопроектом), а "гражданско-правовые способы защиты" не работают – иными словами, продавец не настолько сильно ценит своего покупателя, чтобы уступить ему при его нежелании делиться личной информацией.