До самого популярного российского праздника, Нового года, осталось два месяца. По мнению опрошенных "Прайм" экспертов, цены на продукты за этот период могут вырасти в среднем на 20%. Отдельные наименования могут подорожать еще сильнее, однако слабый спрос сдерживает желание продавцов радикально переписывать ценники.

В целом рост цен на товары первой необходимости, в том числе, продукты вполне ожидаем. По данным Росстата, сезонное снижение цен на продуктовую корзину в последние годы приходится на третий квартал, а с октября начинается их рост.

Высокий спрос на продовольствие со стороны других стран провоцирует увеличение его экспорта и, соответственно, рост цен на российском рынке. Импортные же продукты, призванные восполнить на рынке нехватку отечественных продовольственных товаров, будут существенно дороже из-за ослабления курса рубля.

Факторы роста

Опрошенные "Прайм" эксперты называют рост цен ожидаемым и объясняют его несколькими факторами. В первую очередь, цены на продукты и товары зависят от инфляции и валютных курсов. По оценке Банка России, по итогам 2020 года цены вырастут в среднем на 3,9-4,2%, а по прогнозу Росстата годовая инфляция составит 3,8%. При этом наблюдаемая инфляция по данным опросов населения уже в октябре приблизилась к 10%.

Если добавить к ожидаемой инфляции падение рубля по отношению к доллару и евро на 15-20%, то стоит ожидать весьма серьезного удорожания. "С учетом же неопределенности, которая будет после 1 января, многие копании попытаются заранее компенсировать риски и повысят цены, не дожидаясь начала 2021 года", – считает вице-президент по развитию бизнеса маркетплейса "Спутник" Владимир Нерюев.

В течение двух первых недель января экономика страны растет довольно слабо. В связи с этим, ряд компаний предпочитает повышать стоимость на товары заранее — в декабре, чтобы компенсировать выпадающие доходы в начале года, пояснил он.

Еще один фактор, оказывающий давление на цены – это структура российской экономики. По итогу первого полугодия 2020 года наша страна импортировала товаров на 105 миллионов долларов, а экспортировала на 158 миллионов долларов. На этом фоне положительное сальдо торгового баланса не может не радовать. Однако если посмотреть на структуру, то становится ясно: мы по-прежнему продаем за рубеж ресурсы, а закупаем товары.  

"Часть этих товаров приобреталось еще по прежним ценам и с другой разницей курсов валют. Сейчас же запасы зарубежных товаров на складах заканчиваются, и поставщики вынуждены приобретать новые партии уже с учетом новых экономических реалий", — отмечает Нерюев.

Рост себестоимости сырья и сезонное удорожание кормов сыграют свою роль в отношении цен на отдельные виды продовольствия. По мнению эксперта Института комплексных стратегических исследований Елены Киселевой, рост коснется подсолнечного масла, сахара, яиц, мяса и молочной продукции. Подорожание других продуктов питания, например, рыбы, красной икры и яблок будет связано с плохим урожаем или природными факторами.

Без резких скачков

При этом резкого роста не будет, уверены эксперты. Торговля готовится к сдержанному спросу, даже в преддверии праздников. Привычных новогодних отделов в магазинах пока не видно, а в некоторых странах от рождественских базаров уже отказались, отмечает профессор базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г.В. Плеханова Вячеслав Чеглов.

"Производители и поставщики понимают, что свободных денег на руках у населения не прибавится и повышать цены будут постепенно, отыгрывая уровень маржи", — считает он. Резко могут вырасти в цене только фрукты и овощи, отыгрывая сезонный фактор и на фоне обостряющихся отношений России с Турцией.

Постепенное подорожание произойдет и в сфере услуг. В первую очередь подорожают те услуги, где используется импортное оборудование и материалы, а затем поднимут цены кустари, заключил Чеглов.