Потребительская уверенность россиян значительно улучшилась в III квартале 2020 года. Об этом свидетельствует динамика потребительского индекса Иванова — рассчитываемого «Сбером» индикатора, в котором условный Иванов выступает в качестве типичного представителя российского среднего класса.

«Общий индекс потребительской уверенности в третьем квартале 2020 года значительно улучшился на фоне более оптимистичных ожиданий относительно перспектив роста личного и национального благосостояния. По нашему мнению, основная причина этого — восстановление заработных плат после карантина, снижение безработицы и государственные социальные выплаты для поддержки семей с детьми в июле и августе», — комментирует руководитель SberCIB Investment Research Ярослав Лисоволик.

Средний объем сбережений на душу населения вырос с 70 тыс. рублей во II квартале до 78 тыс. рублей в III квартале; норма сбережений за этот же период повысилась с 7,3% до 7,9%. Восстановление происходило на фоне повышения зарплат и однократных социальных выплат. Доля Ивановых, не имеющих сбережений, уменьшилась с 40% до 37%, что соответствует уровню IV квартала 2019 года.

Чувствительность к ценам снизилась, и потребители стали меньше экономить на продуктах питания: доля Ивановых, которые стремятся меньше тратить на еду, снизилась с 65% до 62% — самого низкого уровня за последние шесть лет. В чистом выражении индекс, отражающий переход на более дорогие продукты, достиг отметки минус 29% (во II квартале 2020 года он составлял минус 34%). 

После ослабления карантинных ограничений Ивановы стали чаще посещать магазины и реже покупать товары в больших объемах. В результате количество походов в магазин в III квартале 2020 года увеличилось с 2,88 до 2,94 в неделю, а количество посещаемых магазинов достигло 1,99 — самого высокого уровня со второго полугодия 2018 года (в мае 2020-го оно составляло 1,68, а во II квартале этого года — 1,96). 

На фоне общего улучшения опасения Ивановых несколько ослабли. В числе главных поводов для беспокойства остается состояние здоровья: этот фактор отметил 61% респондентов (против 64% во II квартале 2020 года). Доля тех, кто опасается безработицы, остающейся второй по значимости причиной для беспокойства, уменьшилась до 51% по сравнению с 56% во II квартале и 63% в мае этого года. Возвращение большего числа сотрудников на полный режим занятости привело к уменьшению доли частично занятых. Индекс оценки бизнес-перспектив повысился с минус 6% во II квартале 2020 года до 11% в III квартале.

Как показал анализ потребительских привычек и предпочтений разных поколений россиян, в ближайшие пять лет доля поколения Z (людей, родившихся в 1996-2012 годах) увеличится на 50%, через 10 лет — вырастет в два раза, через 15 лет — в три раза. Его доля в потреблении также будет расти, так что новые модели поведения станут более заметными. «Поколение Z охотнее пробует новые услуги и бренды и активнее переходит на них. Компаниям может быть проще привлечь внимание молодежи к новым продуктам и сервисам, а через нее — получить доступ к представителям старшего поколения», — отмечают в «Сбере». 

Кроме того, поколение Z лучше относится к подпискам (по сравнению с моделью однократных выплат): 63% респондентов в этой возрастной категории позитивно или нейтрально высказались в отношении модели ежемесячных платежей, тогда как среди миллениалов (представителей поколения Y, годы рождения — 1981-1995) и поколения X (1965-1980) эта доля составляет соответственно 47% и 37%. Поколение Z также выражает большую готовность к аренде (как жилья, так и автомобилей, спортивного инвентаря и даже инструментов). 

Вместе с увеличением доли поколения Z в численности населения, вероятно, начнет расти и спрос на совместное потребление услуг, а ретейлеры начнут разрабатывать новые модели, в основе которых больше не будет лежать принцип собственности.